У Института Генплана появилась мобильная лаборатория
Специальный автомобиль с новейшим оборудованием поможет сотрудникам Научно-исследовательского института Генплана Москвы проводить исследования по транспорту быстрее и эффективнее. О начинке лаборатории и ее возможностях порталу «Архсовет Москвы» рассказал заведующий отделом Организации Дорожного Движения НПОТранспорта и Дорог Сергей Канеп.
- Что такое мобильная лаборатория и для чего она понадобилась институту?
- Лаборатория представляет собой специальный автомобиль с научным оборудованием, а также коптер для проведения исследований по транспорту. НИиПИ Генплана закупил оснащение автомобиля у компании «Росдортех», которая поставляет подобное оборудование для дорожных лабораторий. Одна из главных ее задач состоит в оценке эффективности выполненных строительных мероприятий, которую нам поручает проводить правительство Москвы. Вот, к примеру, реконструировали магистраль, и необходимо собрать данные - где что улучшилось, где ухудшилось, где что-то можно, грубо говоря, подкрутить (светофор, например, в котором выставили неправильные циклы и прочее). Я считаю, это в принципе очень важно, потому что мы всегда должны знать об эффективности собственной работы.
Второй аспект – касается значительного отставания по исследованиям, которые должны ложиться в основу нормативов. Те нормативы, которые сейчас пишутся, в основном базируются на зарубежном опыте, а также отечественных исследованиях, которые, мягко говоря, уже неактуальны. Так что один из аспектов, для которого мы хотели приобрести мобильную лабораторию, это вот такие научные работы, которые позволят эти показатели проверять.
- Приведите, пожалуйста, пример….
- Вот, например, мы делали по ширине полосы движения такую научно-исследовательскую работу. Делали что называется «на коленке» – имея самодельное оборудование или приспосабливали сертифицированное оборудование под свои цели. Это всегда не очень удобно, затягивает работу, приходится изворачиваться, придумывать какие-то нестандартные решения в измерительных задачах и прочее. То оборудование, которое в нашей лаборатории сейчас установлено, позволит эти задачи решать гораздо проще. Что там мерилось? Первое – это психофизиология водителя, т.е. состояние, пульс, а также т.н. зазор безопасности, т.е. расстояние между машинами, которое выбирает водитель. Маленькое расстояние - и водитель начинает нервничать, большое – он чувствует себя комфортно и может развивать большую скорость. Мы получали эту зависимость, анализировали базу аварийности и на основе этого давали рекомендации по ширине полосы движения.
Подобная работа была и по съездам, где исследовался радиус кривых в плане съездов транспортных развязок и длина перехода скоростных полос. Опять же мерили в основном вручную - протяженности, скорости - с помощью отдельных приборов. Т.е. исследования проводились не в комплексе, а брали приблизительно такой же прибор как у ГИБДД, стояли и мерили скорость на этих съездах.
- Получается, точность этих измерений приблизительная?
-Нет, сложность состоит не в том, чтобы померить, а в том, чтобы связать потом все эти наблюдения, чтобы получить зависимость, и данные имели возможность взаимоучета по времени. Вот это всегда было очень трудно сложить.
Лаборатория позволяет делать это в автоматическом режиме. Мы специально покупали машину, близкую к легковой, чтобы соблюсти вводные для измерения. Скорость движения меряется в основном потоке, плюс учитываются условия движения в потоке – задержки на перекрестках и т.п. Оборудование это делает в режиме мониторинга и записывает по каждой улице.
Сейчас, если мы хотим проанализировать какую-то эффективность, нам не надо искать данные предыдущих лет в каких-то своих файлах, мы открываем замер нужного года и делаем замер новый, а потом сравниваем.
Есть программное обеспечение и датчики, которые позволяют проводить что-то сродни паспортизации улицы – оценивать разметку, геометрические характеристики и размещение знаков, плюс детали - расстояния, повороты, въезды в арки. В большей степени нас, конечно, интересуют геометрические характеристики – особенно, в аспекте того, что у нас сейчас активно разрастается парковочное пространство: т.е. если сегодня улица двухполосная, то завтра она может стать однополосной, с односторонним движением, да еще и с парковкой. Поэтому даже в рамках этого аспекта иметь такое оборудование, которое позволяет автоматически отслеживать все при проезде, это большой плюс.
- А для каких целей используется коптер?
- У нас была такая проблема: есть в Москве ряд протяженных развязок, особенно это касается МКАДа и присоединенных территорий. Их обследование обычно проводится так: берется некоторое количество счетчиков, которые расставляются на всех съездах. При этом одномоментно они не считают – т.е. у нас один съезд может быть посчитан полвосьмого утра, а другой мы начали в восемь. Таким образом, вход/ выход транспорта у нас все равно происходит распределенный во времени и не совсем точный. Коптер позволяет подняться и заснять видео над развязкой, и мы имеем срез в одном времени.
- Нормативы, очевидно, нуждаются в обновлении. Как часто, на Ваш взгляд, нужно мониторить изменения?
- Действующие нормативы основываются на измерениях, которые проводились в 60-70-х годах. Там были лаборатории и у МАДИ, и других институтов, которые отвечали за базовые показатели. Но ситуация, понятно, меняется, раньше мы ориентировались на «Волгу» (ГАЗ 2110), а сегодня подвижной состав имеет совсем другие технические характеристики. Я бы раз в пять лет обновлял закономерности точно. У нас уже в правилах дорожного движения изменения успели несколько раз наступить от того момента, как были приняты последние нормативы.
- Где еще будут использоваться результаты исследований?
- 50% занятости этой лаборатории, на самом деле, будут составлять задачи чисто утилитарные. У нас почти во всех работах присутствует обследование условий движения,«существующее положение». В любом таком исследовании, задействуя лабораторию, мы получаем более эффективно и более быстро нужную информацию, используя детектор транспорта, который считает интенсивность движения.
Тот же коптер – мы поехали вТиНАО, нам не надо сначала на плане искать прохождение трассы , а потом оказывается, что там лес: подняли коптер и посмотрели возможности прохождения улицы местного, районного значения. По проектам планировки территорий,по транспортному обслуживанию объектов та же самая история: встали в сечениях, померили интенсивность с помощью детектора и получаем сразу и состав потока, и скоростной режим по полосам. Все это получается в автоматическом режиме – не надо потом никакие видео обрабатывать, что, конечно, ускоряет процесс.
- Когда будут первые результаты исследований, проведенных с помощью лаборатории?
- После настройки программного обеспечения, месяц , два мы еще, наверное, потратим на доработку и тестовые заезды.И получается, что к исследованиям сможем приступить уже ближе к зиме. Из-за снега, наверное, временно придется отложить ряд измерений по геометрии, ширине полос и парковок. После проведения тестовых исследований мы планируем результаты доложить на Научно-техническом совете института и обсудить планы по использованию лаборатории.
- Темы:
- НИиПИ Генплана