ENG
 
Триумфальная, 1

У Института Генплана появилась мобильная лаборатория

22 Сентября 2015

Специальный автомобиль с новейшим оборудованием поможет сотрудникам Научно-исследовательского института Генплана Москвы проводить исследования по транспорту быстрее и эффективнее. О начинке лаборатории и ее возможностях порталу «Архсовет Москвы» рассказал заведующий отделом Организации Дорожного Движения НПОТранспорта и Дорог Сергей Канеп.

- Что такое мобильная лаборатория и для чего она понадобилась институту?

- Лаборатория представляет собой специальный автомобиль с научным оборудованием, а также коптер для проведения исследований по транспорту. НИиПИ Генплана закупил оснащение автомобиля у компании «Росдортех», которая поставляет подобное оборудование для дорожных лабораторий. Одна из главных ее задач состоит в оценке эффективности выполненных строительных мероприятий, которую нам поручает проводить правительство Москвы. Вот, к примеру, реконструировали магистраль, и необходимо собрать данные - где что улучшилось, где ухудшилось, где что-то можно, грубо говоря, подкрутить (светофор, например, в котором выставили неправильные циклы и прочее). Я считаю, это в принципе очень важно, потому что мы всегда должны знать об эффективности собственной работы.

Второй аспект – касается значительного отставания по исследованиям, которые должны ложиться в основу нормативов. Те нормативы, которые сейчас пишутся, в основном базируются на зарубежном опыте, а также отечественных исследованиях, которые, мягко говоря, уже неактуальны. Так что один из аспектов, для которого мы хотели приобрести мобильную лабораторию, это вот такие научные работы, которые позволят эти показатели проверять.

- Приведите, пожалуйста, пример….

- Вот, например, мы делали по ширине полосы движения такую научно-исследовательскую работу. Делали что называется «на коленке» – имея самодельное оборудование или приспосабливали сертифицированное оборудование под свои цели. Это всегда не очень удобно, затягивает работу, приходится изворачиваться, придумывать какие-то нестандартные решения в измерительных задачах и прочее. То оборудование, которое в нашей лаборатории сейчас установлено, позволит эти задачи решать гораздо проще. Что там мерилось? Первое – это  психофизиология водителя, т.е. состояние, пульс, а также т.н. зазор безопасности, т.е. расстояние между машинами, которое выбирает водитель. Маленькое расстояние - и водитель начинает нервничать, большое – он чувствует себя комфортно и может развивать большую скорость. Мы получали эту зависимость, анализировали базу аварийности и на основе этого давали рекомендации по ширине полосы движения.

Подобная работа была и по съездам, где исследовался радиус кривых в плане съездов транспортных развязок и длина перехода скоростных полос. Опять же мерили в основном вручную - протяженности, скорости - с помощью отдельных приборов. Т.е. исследования проводились не в комплексе, а брали приблизительно такой же прибор как у ГИБДД, стояли и мерили скорость на этих съездах.

- Получается, точность этих измерений приблизительная?

-Нет, сложность состоит не в том, чтобы померить, а в том, чтобы связать потом все эти наблюдения, чтобы получить зависимость, и данные имели возможность взаимоучета по времени. Вот это всегда было очень трудно сложить.

Лаборатория позволяет делать это в автоматическом режиме. Мы специально  покупали машину, близкую к легковой, чтобы соблюсти вводные для измерения. Скорость движения меряется в основном потоке, плюс учитываются условия движения в потоке – задержки на перекрестках и т.п. Оборудование это делает в режиме мониторинга и записывает по каждой улице.

Сейчас,  если мы хотим проанализировать какую-то эффективность, нам не надо искать данные предыдущих лет в каких-то своих файлах, мы открываем замер нужного года и делаем замер новый, а потом сравниваем.

Есть программное обеспечение и датчики, которые позволяют  проводить что-то сродни паспортизации улицы – оценивать разметку, геометрические характеристики и размещение знаков, плюс детали - расстояния, повороты, въезды в арки. В большей степени нас, конечно, интересуют геометрические характеристики – особенно, в аспекте того, что у нас сейчас активно разрастается парковочное пространство: т.е. если сегодня улица двухполосная, то завтра она может стать однополосной, с односторонним движением, да еще и с парковкой. Поэтому даже в рамках этого аспекта иметь такое оборудование, которое позволяет автоматически отслеживать все при проезде, это большой плюс.

- А для каких целей используется коптер?

- У нас была такая проблема: есть в Москве ряд протяженных развязок, особенно это касается МКАДа и присоединенных территорий. Их обследование обычно проводится так: берется некоторое количество счетчиков, которые расставляются на всех съездах. При этом одномоментно они не считают – т.е. у нас один съезд может быть посчитан полвосьмого утра, а другой мы начали в восемь. Таким образом, вход/ выход транспорта у нас все равно происходит распределенный во времени и не совсем точный. Коптер позволяет подняться и заснять видео над развязкой, и мы имеем срез в одном времени.

- Нормативы, очевидно, нуждаются в обновлении. Как часто, на Ваш взгляд, нужно мониторить изменения?

- Действующие нормативы основываются на измерениях, которые проводились в 60-70-х годах. Там были лаборатории и у МАДИ, и других институтов, которые отвечали за базовые показатели. Но ситуация, понятно, меняется, раньше мы ориентировались на «Волгу» (ГАЗ 2110), а сегодня подвижной состав имеет совсем другие технические характеристики. Я бы раз в пять лет обновлял закономерности точно. У нас уже в правилах дорожного движения изменения успели несколько раз наступить от того момента, как были приняты последние нормативы.

- Где еще будут использоваться результаты исследований?

- 50% занятости этой лаборатории, на самом деле, будут составлять задачи чисто утилитарные. У нас почти во всех работах присутствует обследование условий движения,«существующее положение». В любом таком исследовании, задействуя лабораторию, мы получаем более эффективно и более быстро нужную информацию, используя детектор транспорта, который считает интенсивность движения.

Тот же коптер – мы поехали вТиНАО, нам не надо сначала на плане искать прохождение трассы , а потом оказывается, что там лес: подняли коптер и посмотрели возможности прохождения улицы местного, районного значения. По проектам планировки территорий,по транспортному обслуживанию объектов та же самая история: встали в сечениях, померили интенсивность с помощью детектора и получаем сразу и состав потока, и скоростной режим по полосам. Все это получается в автоматическом режиме – не надо потом никакие видео обрабатывать, что, конечно, ускоряет процесс.

- Когда будут первые результаты исследований, проведенных с помощью лаборатории?

- После настройки программного обеспечения, месяц , два мы еще, наверное, потратим на доработку и тестовые заезды.И получается, что к исследованиям сможем приступить уже ближе к зиме. Из-за снега, наверное, временно придется отложить ряд измерений по геометрии, ширине полос и парковок. После проведения тестовых исследований мы планируем результаты доложить на Научно-техническом совете института и обсудить планы по использованию лаборатории.


Изображения: НИиПИ Генплана


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.