Когда торг уместен: проекты объектов с торговой функцией
К торговым центрам и многофункциональным комплексам с большим количеством торговых площадей город предъявляет особые требования, что подтверждают еженедельные Рабочие рассмотрения у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.
Прежде всего – одной торговой функции мало: ее могут дополнить офисная или культурно-досуговая.
Второе требование – привлекательный архитектурный облик: большая площадь зачастую делает торговые центры главной доминантой улицы и целого района. В связи с этим Москомархитектура рекомендует проводить заказчикам архитектурные конкурсы – как это уже произошло с центром на Полежаевской.
Третье – адекватный уровень локальной транспортной нагрузки после того, как центр заработает. И наконец, проектные решения не должны противоречить новым стандартам размещения вывесок и прочих рекламно-информационных конструкций, которых в торговых центрах обычно немало.
Все эти моменты обсуждаются на еженедельных Рабочих рассмотрениях у Главного архитектора.
Работа над проектом торгово-развлекательного комплекса с бизнес-центром и паркингом на пересечении Звенигородского шоссе и 3-го Силикатного проезда началась еще в 2006 году, в рамках концепции развития территорий вокруг ММДЦ «Москва-Сити», получившей название «Большой Сити».
Однако из-за кризиса 2010-2011 строительство было заморожено, а когда он миновал, стало очевидно, что проект 2007 года (авторы «ПТАМ Виссарионова») морально устарел. Так что заказчик ООО «Ривер Тауэр» составил новое техническое задание и провел закрытый конкурс. Из трех участников две команды были из Великобритании (Chapman Taylor и AEDAS) и только одна из России – ТПО «Резерв». Но победила именно концепция бюро Владимира Плоткина.
Объемно-пространственное решение, обусловленное заданными в ГПЗУ параметрами, во всех четырех проектах (включая изначальный) схожее: горизонтально вытянутый объем торгового центра и офисная башня. Согласно концепции Владимира Плоткина, комплекс представляет собой трехэтажный стилобат (всего 125 тыс. кв. м торговых площадей) и поставленный поперек Звенигородского шоссе блок высотой 30 этажей и 140 м (общая площадь 45 тыс. кв. м).
Рисунок фасада создают вертикальные алюминиевые ламели на стекле, размещенные с разной частотой, – таким образом на фасадах образуются прозрачные и непрозрачные участки. Их поверхность планируется использовать как эффектные медиа-фасады.
Перепад рельефа участка от 6 до 10 м используется для создания комфортного въезда в трехуровневый подземный паркинг со стороны 3-го Силикатного проезда и входа в торговый центр – сразу на второй этаж – с северо-запада. Дополнительный вход сделан с юга, а с востока можно попасть прямо на внутреннюю общественную «плазу», к которой сходится несколько галерей.
Беспокойство у комиссии вызвала только транспортная схема – перед тем, как подавать проект на регламентное рассмотрение, автору и заказчику порекомендовали получить заключение специалистов Москомархитектуры по транспорту.
Торгово-развлекательный комплекс по адресу Каширское шоссе, вл. 61 бюро UNK-Project при участии Jerde проектирует на месте существующего. Из-за недостатка площадей, чтобы обеспечить 500 с лишним тысяч жителей окрестных районов Орехово-Борисово, Зябликово, Марьино и Царицыно, старый торговый центр было решено снести в пользу новых 90 тыс. кв. м пятиэтажной наземной части и 80 тыс. кв. м трехэтажной подземной.
На Рабочее рассмотрение проект попадал не единожды. В последней версии, которую, наконец, одобрили к отправке на Регламентную комиссию, добавилась эксплуатируемая кровля (в связи с законом о запрете курения у входов в общественные места) и измененные цветовые решения фасадов. Заказчику, по словам докладчика – архитектора Юлия Борисова, – больше импонировал второй, более темный вариант отделки. Однако комиссия под председательством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова выбрала первый – светлый.
Правда, в в случае с гипермаркетом «Карусель», проектируемым ЗАО «Урбан Инжиниринг» на ул. Озерная, вл. 48, стр. 3-4, пришлось таки принять фирменные цвета заказчика – оранжевый и зеленый. Но здесь главный вопрос был с транспортом. Гипермаркет площадью 9500 кв. м планируется расположить на территории промзоны, рядом со съездом на МКАД. Согласно ГПЗУ, полученному для этого участка, застройка предполагает помимо торговых еще и офисные площади, причем на них приходится 70% от максимально допустимых 50 тыс. кв. м. Транспортная нагрузка получается чрезмерной.
Поэтому заказчик предусмотрительно обратился в НИиПИ Генплана Москвы, и теперь его специалисты разрабатывают для комплекса транспортную схему. По их же совету в проекте предусмотрели две очереди реализации: сначала торговая часть, потом офисная.
Как всегда, когда дело касается участков застройки с плотным трафиком, главный архитектор порекомендовал рассмотреть проект на транспортной комиссии. А кроме того, поработать над концепцией размещения вывесок и представить ее на согласование в Москомархитектуру в рабочем порядке.
Кстати, пример такой концепции можно посмотреть здесь.