ENG
 
Триумфальная, 1

Архсовет 25 марта: дискуссия о «православной стилистике» и новый объект Лужников

25 Марта 2015

Архитектурный совет Москвы сегодня рассмотрел два проекта. Авторам Духовного центра с православной гимназией в Южном Бутове было рекомендовано переделать проект в более рациональной стилистике; предложение по административному зданию для дирекции Лужников было поддержано советом единогласно.

Проект Православного духовного центра с гимназией на пересечении улиц Остафьевская и Академика Понтрягина, как пояснил председатель совета, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, был вынесен на заседание с целью методически рассмотреть стилистику современных культовых сооружений в рамках развернувшейся дискуссии с православной церковью. «Мы много говорим про поиски оригинального направления в церковной архитектуре, чтобы она стала интересной, актуальной, при этом, не утратив идентичности и традиций. Этот комплекс претендует на то, чтобы быть заметным сооружением, и нам показалось, что на его примере можно обсудить как системный вопрос — является ли такой подход сегодня актуальным».

Духовный центр строится на территории, где уже возведен храм и планируется строительство еще более масштабного собора. Он объединяет в себе гимназические классы на 160 учащихся с объемом «домовой церкви». По бокам симметрично расположены также два корпуса — административно-хозяйственный и дом настоятеля.

Предложенная авторами объемно-пространственная композиция и стилистическое решение комплекса поддержки у членов Архсовета не нашли. Сергей Кузнецов: «Первое, что видит человек, когда приходит в монастырь — что является храмом, а что хозяйственными утилитарными постройками. Здесь мне понятна функция храма, но странно его соединение с таким „хвостом“ и эти разнообразные стилевые вариации, которые начинают казаться более мавританскими, чем русскими, на здании, которое в большей степени утилитарно и не вяжется с парадной стилистикой».

Архитектор Евгений Асс призвал обратить внимание на саму типологию православной гимназии и то, насколько она соотносится с типологией школы или является самостоятельным явлением. «Смотря на планы, я увидел посредственное школьное здание с темными рекреациями, с неудобными пространствами и массой недочетов, которые можно было бы избежать. А в чем же смысл православной школы? Само по себе наличие домовой церкви над расположенной в апсиде столовой, по-моему, не очень хорошо». Архитектор добавил, что нельзя злоупотреблять стилистическими приемами, которые тут не имеют ничего общего с заявленной авторами тематикой псковской и новгородской школ: «Это стилизация с плохо прорисованными деталями и пропорциями, и мне кажется, очень большая опасность в слове „православный“ для защиты плохих архитектурных решений».

По мнению Сергея Чобана, основная проблемам данного проекта, кроме качества рисовки, заключается в противоречии масштабно решенной композиции с мелким масштабом деталей. Если авторы смотрели на этот проект как на комплекс отдельных, более мелких объектов, как обычно исторически складывалось на территории монастырей, им бы удалось создать единый структурированный ансамбль и общественное пространство, сказал архитектор. Здание храма, также отметил Чобан, должно следовать традиции, но не врастая в большое здание гимназии.

Михаил Посохин призвал проектировщиков доработать проект в направлении кардинального упрощения всех декоративных элементов и соответствия функции этой декорации. «Здания должны быть удешевлены с точки зрения затратности принятых решений. И домовый храм мог бы иметь более скромное обозначение, для этого не надо строить еще один собор в полном комплекте. Имеет ли смысл сегодня вывешивать целый этаж, ставить его на „ножки“, делать прогулочное гульбище, которое прерывается наличием ступенек? Все это сделано очень нерационально. Мы должны знать, что у нас главное, а что второстепенное...».

 

Архитектор Андрей Гнездилов разделил мнение, что неправильно делать домовую церковь «фальшивой» и терема — торжественными, раз они не имеют соответствующего содержания. «За большими витражами скрываются просто классы и перегородки, при этом сама школа не имеет просторных светлых рекреаций, хотя снаружи изображается, что здесь светло и нарядно».

Резюмируя комментарии, Сергей Кузнецов напомнил, что участок под строительство Духовного центра довольно удобный и позволяет развивать типологию двора. «С учетом того, что участок почти прямоугольный, мне показалось правильным наличие площади с функцией общественного пространства, вокруг которой стоят здания разного назначения. Сейчас это просто потеря участка и, кроме того, из такой странной расстановки объемов сразу вытекает забор, и это будет противно той городской концепции, где здания зонируют пространство сами собой, а не за заборами».

Кузнецов добавил, что проектировщикам следует учесть и очевидную рекомендацию большинства членов совета переделать архитектурное решение в более спокойном ключе.

Административный комплекс для размещения дирекции спорткомплекса «Лужники» планируется построить на двух свободных участках по обе стороны от подстанции в Новолужнецком проезде. Здание спроектировано 7-митажным, с одним подземным этажом, общей площадью 48 тыс. кв.м (и 8 тыс. подземной площади).

Участок ограничен эстакадой Третьего кольца и, с другой стороны, парком Лужников, поэтому композиционно архитекторы постарались максимально раскрыть здание к зеленой стороне и закрыть ламелями от автострады. На совет были представлены три варианта объемно-пространственной композиции с примерно одинаковой посадкой здания в виде трех объемов, образующих внутренние дворы, раскрытые к парку. Первые этажи формируют общественный фронт по Новолужнецкому проезду, с размещением открытых веранд кафе во внутренних двориках и благоустройством.

Пилоны, выходящие к Лужникам, имеют сплошное остекление, тогда как стороны здания, обращенные к Третьему кольцу, закрыты ламелями из камня теплых оттенков, соответствующих цветовой гамме построек 1950-х годов. При этом верхние этажи, с целью максимально раскрыть виды на ансамбль Новодевичьего монастыря, тоже сделаны с панорамным остеклением.

Варианты различаются формой объемов: в первом она наиболее сдержанная, прямоугольная, во втором, к которому склонилось большинство членов совета — изогнутая, образующая эллипсоидные в плане дворы, с торцами, закрытыми гигантскими пилонадами. В третьем — объемы подсечены снизу и расширяются в верхней части — опять же с целью сделать большим и красивым обзор на близлежащий монастырь. В этом варианте три здания объединены гигантской рамой.

В соответствии с показателями ландшафтно-визуального анализа высота здания была снижена в итоговом варианте до 26 м, чтобы не влиять на панораму восприятия Новодевичьего монастыря с различных точек, в том числе, из парка Лужников, Метромоста и Смотровой площадки Воробьевых гор.

Члены совета в целом отметили высокий профессиональный уровень проекта, и ряд экспертов посчитали, что авторы сами могут выбрать из трех вариантов, каждый из которых в равной степени приемлем для данного участка.

Евгений Асс отметил, что масштаб фронтальных фасадов в сторону Лужников можно было бы сделать не таким грубым и не слишком крупным. С этим согласился и Сергей Чобан: «Мне кажется, что общий характер проекта подходит к тому месту, для которого он сделан. Но я бы усомнился в мега масштабе пилонов и жалюзи, который особо выступает во втором и третьем вариантах. Тут начинает выступать типология крупных правительственных объектов, а это все-таки более камерное здание, поэтому первый вариант более предпочтительный и спокойный, чем пилоны и огромная рама».

Михаил Посохин: «Мне кажется, у варианта два есть наибольший потенциал стать архитектурным событием: в этом месте он дает неожиданное визуальное восприятие, которое разрушит определенный схематизм в облике Лужников».

«Самое главное, это то, что ваш объект является частью уже существующего парка Лужников, и вы прекрасно справились с решением интеграции вашего объекта в существующие обстоятельства, — отметил в своем комментарии Ханс Штиманн. — С точки зрения архитектурного решения совместить монументальность и свойственную современному миру открытость достаточно сложно. Мое личное предпочтение — второму варианту, хотя в первом решении позитивным является подчеркнутый первый этаж с общественной функцией».

«Большинство коллег разделяет мнение, что второй вариант наиболее оптимален, — резюмировал выступавших Сергей Кузнецов. — А с фасадами можно дальше поработать в плане гипер масштаба. В целом проект поддерживаем».


Изображения: Москомархитектура


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.