ENG
 
Перемены

Женские таланты

10 Марта 2014

Для современной женщины масштабы салата, шляпки и скандала – согласитесь, явно мелковаты. Сегодня в нежных руках прекрасного пола оказываются вещи гораздо более глобальные – столичный генеральный план, архитектурный облик Москвы и история архитектуры.

Карима Нигматулина

Карима Нигматулина: «Моя задача – показать, что я могу работать не хуже других и что со мной можно общаться на равных».

29-летняя выпускница Принстонского университета и и.о. директора НИ и ПИ Генплана Москвы занимает свою должность уже год. В интервью «Российской газете» она призналась, что за прошедший период считает предметом своей гордости два разработанных проекта – территориальные схемы Троицкого и Новомосковского административных округов и программу Московского транспортного узла. Но это, конечно же, только начало: впереди – корректировка генерального плана Москвы. Причем такая, которая позволит решить всем близкие и понятные задачи: проектирование новых автомобильных дорог, хорд и развязок, развитие общественного и рельсового транспорта, формирование новых тематических кластеров и «точек притяжения» но присоединенных территориях.

«Я человек оптимистичный, всегда верю, что смогу изменить мир к лучшему. С другой стороны, я трезво оцениваю свои возможности. В частности, я понимаю, что мне не под силу изменить функционирование нашей политической системы, менталитет чиновничества. Это не моя задача. Что я могу, так это улучшить работу данного института», – рассказала Карима Робертовна в интервью журналу «Проект Россия», который к 8 марта выпустил специальный номер «Город женщин».

Интервью Каримы Нигматулиной, Проект Россия, Город женщин

Вопреки мифам, женская логика всегда трезва и лишена предрассудков. В этой же беседе и.о. директора Института генплана говорила о том, как спокойно реагирует на проявления стереотипов вроде «математика – не женская наука».

«У меня ситуация вдвойне сложная, потому что, когда люди со мной встречаются впервые, они реагируют не только на мой пол, но и на мою молодость. И это не всегда адекватная реакция. Здесь моя задача – показать, что я могу работать не хуже других и что со мной можно общаться на равных».

Равенство Карима признает не только между мужчинами и женщинами, но и между западными и российскими специалистами. Безусловно, в некоторых вопросах зарубежный опыт неоценим.

«Обращение к зарубежному опыту позволяет углубить наше понимание такой сложной системы, как городская среда. На городе особо не поэкспериментируешь. А если посмотреть, что происходило, например, в Париже, Пекине, Нью-Йорке, мы сможем узнать что-то новое о поведении людей, их передвижениях, предпочтениях».

В то же время, никто лучше нас не сможет сказать, что из всего этого в Москве или в России сработает, а что – нет.

«Идею о том, что нет пророка в своем отечестве и что нужно верить только иностранцам, я считаю порочной. Ни один иностранец не сможет понять все сложности, связанные с развитием Москвы. Поэтому работа российских профессионалов особенно важна. Нельзя уходить в этот тренд, в эту моду, что иностранцы все сделают за нас».

Татьяна Гук

Татьяна Гук: «Проблема в том, что в России все разбираются в футболе, в медицине – и в художественном оформлении»

Как и Карима Нигматулина, Татьяна занимает должность заместителя председателя Москомархитектуры чуть больше года. И должность Татьяны очень ответственна уже хотя бы потому, что результаты ее деятельности сразу, что называется, бросаются в глаза. В непосредственном подчинении Гук – Управление архитектурно-художественного облика Москвы. То, как выглядят рекламные и информационные вывески на фасадах и крышах зданий, какими цветами окрашивать по вечерам Садовое кольцо, каким шрифтом писать таблички с названиями улиц на домах и где их располагать – все, что, по большому счету, формирует впечатление от города у его жителей и гостей – находится в ведении Татьяны.

С самого начала новый зампредседатель поставила перед собой весьма непростую с практической точки зрения задачу: сделать деятельность своего управления максимально прозрачной. В интервью «Московским новостям» сразу после нового назначения Татьяна жаловалась, что «в России все разбираются в футболе, в медицине и в художественном оформлении. Все уверены, что лучше всех знают, какие цвета сочетаются, какие стили выглядят наиболее выигрышно. В итоге получается то, что получается».

Проект правил размещения крышных рекламных конструкций

Как же донести до широкой общественности свое «представление о прекрасном»? И, более того, заставить его придерживаться?

План Татьяны Гук – прост, как все гениальное. Во-первых, разрабатываются единые стандарты и – с их помощью – упрощаются административно-согласовательные процедуры: если ваша вывеска удовлетворяет всем необходимым требованиям (размер и характер написания, место размещения и т. д.) и не находится на каком-нибудь значимом историческом памятнике, то и согласовывать ничего не нужно. Не так давно мы публиковали интервью с арт-директором Студии Артемия Лебедева, которая тоже принимала участие в разработке нового дизайн-кода Москвы, и пример проекта размещения рекламно-информационных вывесок для торгового центра на Дмитровском шоссе.

Во-вторых, для разработки этих новых стандартов активно привлекается экспертное сообщество. На Художественные советы под председательством Татьяны Гук в обязательном порядке приглашаются специалисты по ландшафтному и графическому дизайну, монументальному искусству, представители Союза дизайнеров, Союза архитекторов и Союза художников России. Плюс профильные специалисты – в зависимости от рассматриваемых на заседании тем.

Например, совсем скоро будут утверждены и опубликованы правила размещения крышных рекламных конструкций и медиа-фасадов – и на предшествующем их разработке заседании Художественного совета присутствовали представители рекламного сообщества, которые работают на этом рынке. И которые, как выяснилось, идею внедрения четких правил, принципов и прозрачных критериев оценки всячески поддерживают.

«Я хочу, чтобы на этих совместных заседаниях они учились друг у друга, давали обсуждаемым вопросам компетентную оценку и в принципе были в курсе, что происходит в городе», – говорит Гук.

Потому что третья важная составляющая всей этой истории – информационно-разъяснительная. В 2014 году Управление архитектурно-художественного облика планирует провести целый ряд семинаров для предпринимательской общественности по уже принятым правилам размещения вывесок. И в том же интервью «Московским новостям» Татьяна рассказывала о своих «приемных буднях».

«В понедельник и четверг, каждую неделю я веду прием граждан. И доходчиво объясняю, почему не надо портить облик дома или целого района. Вот пример: предприниматель решил у входа в свой офис поставить две колонны. Ну как же: колонны – это ведь красиво, стильно? Но они там не вписываются в общую картину двора. Объясняла ему, он не сразу, но понял и в итоге согласился. Все должно быть уместно».

Ирина Коробьина

Ирина Коробьина: «Мы храним ДНК архитектуры»

Сегодня директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева – тоже в центре всеобщего внимания: в 2014 году первый в истории специализированный музей архитектуры празднует 80-летие. Мы уже писали о некоторых планах музея на юбилейный год, в том числе о новых площадках и филиалах. Но это лишь вершина айсберга, и об этом на пресс-конференции, посвященной значимому событию, тоже говорилось немало.

Ведь преимущественно Ирине Коробьиной приходится иметь дело с «бумагами» – в этом смысле архитектуру очень сложно экспонировать. Чтобы продолжать традиции Щусева, который мечтал о популяризации архитектуры в массах (и с этой целью фактически создал музей), приходится постоянно искать новые, нестандартные подходы, создавать информационные поводы.

Развивается программа лектория, проводятся экскурсии – как по экспозициям самого музея, так и по интересным с точки зрения архитектуры столичным маршрутам (даже под землей). Большой успех имел проект «Музейные бабушки» на прошлогоднюю Ночь Музеев: специально обученные актрисы, одетые, как музейные смотрительницы, «дежурили» возле исторических памятников и делились своими знаниями со всеми желающими.

Реклама проекта Музейные бабушки

Таких идей у Ирины много. Это и проект музейного пешеходного кластера, и переоборудование одного из подземных переходов в центре под площадку для экспонирования образцов разных архитектурных стилей. Не все сразу и не в полном объеме, но эти идеи воплощаются: музей Мельникова, который должен открыться к концу года как филиал МУАРа, находится в пешей доступности от здания на Воздвиженке. А на проект с подземным переходом ищется спонсор, чтобы реализовать его в «Ночь музеев» на будущий год.

В то же время музей, с точки зрения Ирины, – вовсе не досугово-развлекательный центр. «Мы храним ДНК архитектуры», – не устает она повторять. И на основе этой ДНК формируются стратегически важнейшие для общества идеи – они и должны экспонироваться в музее в первую очередь.

Ирина Коробьина

Так, в полной мере отвечала этой концепции выставка «Открытый город. Новая градостроительная политика Москвы», завершившаяся в феврале. Помимо Москомархитектуры и НИ и ПИ Генплана Москвы, Ирина Коробьина лично принимала в ее организации самое деятельное участие.

Экспозиция раскрывала широкой публике суть новых веяний в архитектурно-градостроительной сфере на примере конкретных проектов самого разного масштаба – от детских садов и жилых комплексов до научных центров и общественных пространств.

Так что теперь для многих уже очевидно: музей может рассказать историю не только нашего прошлого, но и нашего будущего. 




Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.