Женские таланты
Для современной женщины масштабы салата, шляпки и скандала – согласитесь, явно мелковаты. Сегодня в нежных руках прекрасного пола оказываются вещи гораздо более глобальные – столичный генеральный план, архитектурный облик Москвы и история архитектуры.
Карима Нигматулина: «Моя задача – показать, что я могу работать не хуже других и что со мной можно общаться на равных».
29-летняя выпускница Принстонского университета и и.о. директора НИ и ПИ Генплана Москвы занимает свою должность уже год. В интервью «Российской газете» она призналась, что за прошедший период считает предметом своей гордости два разработанных проекта – территориальные схемы Троицкого и Новомосковского административных округов и программу Московского транспортного узла. Но это, конечно же, только начало: впереди – корректировка генерального плана Москвы. Причем такая, которая позволит решить всем близкие и понятные задачи: проектирование новых автомобильных дорог, хорд и развязок, развитие общественного и рельсового транспорта, формирование новых тематических кластеров и «точек притяжения» но присоединенных территориях.
«Я человек оптимистичный, всегда верю, что смогу изменить мир к лучшему. С другой стороны, я трезво оцениваю свои возможности. В частности, я понимаю, что мне не под силу изменить функционирование нашей политической системы, менталитет чиновничества. Это не моя задача. Что я могу, так это улучшить работу данного института», – рассказала Карима Робертовна в интервью журналу «Проект Россия», который к 8 марта выпустил специальный номер «Город женщин».
Вопреки мифам, женская логика всегда трезва и лишена предрассудков. В этой же беседе и.о. директора Института генплана говорила о том, как спокойно реагирует на проявления стереотипов вроде «математика – не женская наука».
«У меня ситуация вдвойне сложная, потому что, когда люди со мной встречаются впервые, они реагируют не только на мой пол, но и на мою молодость. И это не всегда адекватная реакция. Здесь моя задача – показать, что я могу работать не хуже других и что со мной можно общаться на равных».
Равенство Карима признает не только между мужчинами и женщинами, но и между западными и российскими специалистами. Безусловно, в некоторых вопросах зарубежный опыт неоценим.
«Обращение к зарубежному опыту позволяет углубить наше понимание такой сложной системы, как городская среда. На городе особо не поэкспериментируешь. А если посмотреть, что происходило, например, в Париже, Пекине, Нью-Йорке, мы сможем узнать что-то новое о поведении людей, их передвижениях, предпочтениях».
В то же время, никто лучше нас не сможет сказать, что из всего этого в Москве или в России сработает, а что – нет.
«Идею о том, что нет пророка в своем отечестве и что нужно верить только иностранцам, я считаю порочной. Ни один иностранец не сможет понять все сложности, связанные с развитием Москвы. Поэтому работа российских профессионалов особенно важна. Нельзя уходить в этот тренд, в эту моду, что иностранцы все сделают за нас».
Татьяна Гук: «Проблема в том, что в России все разбираются в футболе, в медицине – и в художественном оформлении»
Как и Карима Нигматулина, Татьяна занимает должность заместителя председателя Москомархитектуры чуть больше года. И должность Татьяны очень ответственна уже хотя бы потому, что результаты ее деятельности сразу, что называется, бросаются в глаза. В непосредственном подчинении Гук – Управление архитектурно-художественного облика Москвы. То, как выглядят рекламные и информационные вывески на фасадах и крышах зданий, какими цветами окрашивать по вечерам Садовое кольцо, каким шрифтом писать таблички с названиями улиц на домах и где их располагать – все, что, по большому счету, формирует впечатление от города у его жителей и гостей – находится в ведении Татьяны.
С самого начала новый зампредседатель поставила перед собой весьма непростую с практической точки зрения задачу: сделать деятельность своего управления максимально прозрачной. В интервью «Московским новостям» сразу после нового назначения Татьяна жаловалась, что «в России все разбираются в футболе, в медицине и в художественном оформлении. Все уверены, что лучше всех знают, какие цвета сочетаются, какие стили выглядят наиболее выигрышно. В итоге получается то, что получается».
Как же донести до широкой общественности свое «представление о прекрасном»? И, более того, заставить его придерживаться?
План Татьяны Гук – прост, как все гениальное. Во-первых, разрабатываются единые стандарты и – с их помощью – упрощаются административно-согласовательные процедуры: если ваша вывеска удовлетворяет всем необходимым требованиям (размер и характер написания, место размещения и т. д.) и не находится на каком-нибудь значимом историческом памятнике, то и согласовывать ничего не нужно. Не так давно мы публиковали интервью с арт-директором Студии Артемия Лебедева, которая тоже принимала участие в разработке нового дизайн-кода Москвы, и пример проекта размещения рекламно-информационных вывесок для торгового центра на Дмитровском шоссе.
Во-вторых, для разработки этих новых стандартов активно привлекается экспертное сообщество. На Художественные советы под председательством Татьяны Гук в обязательном порядке приглашаются специалисты по ландшафтному и графическому дизайну, монументальному искусству, представители Союза дизайнеров, Союза архитекторов и Союза художников России. Плюс профильные специалисты – в зависимости от рассматриваемых на заседании тем.
Например, совсем скоро будут утверждены и опубликованы правила размещения крышных рекламных конструкций и медиа-фасадов – и на предшествующем их разработке заседании Художественного совета присутствовали представители рекламного сообщества, которые работают на этом рынке. И которые, как выяснилось, идею внедрения четких правил, принципов и прозрачных критериев оценки всячески поддерживают.
«Я хочу, чтобы на этих совместных заседаниях они учились друг у друга, давали обсуждаемым вопросам компетентную оценку и в принципе были в курсе, что происходит в городе», – говорит Гук.
Потому что третья важная составляющая всей этой истории – информационно-разъяснительная. В 2014 году Управление архитектурно-художественного облика планирует провести целый ряд семинаров для предпринимательской общественности по уже принятым правилам размещения вывесок. И в том же интервью «Московским новостям» Татьяна рассказывала о своих «приемных буднях».
«В понедельник и четверг, каждую неделю я веду прием граждан. И доходчиво объясняю, почему не надо портить облик дома или целого района. Вот пример: предприниматель решил у входа в свой офис поставить две колонны. Ну как же: колонны – это ведь красиво, стильно? Но они там не вписываются в общую картину двора. Объясняла ему, он не сразу, но понял и в итоге согласился. Все должно быть уместно».
Ирина Коробьина: «Мы храним ДНК архитектуры»
Сегодня директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева – тоже в центре всеобщего внимания: в 2014 году первый в истории специализированный музей архитектуры празднует 80-летие. Мы уже писали о некоторых планах музея на юбилейный год, в том числе о новых площадках и филиалах. Но это лишь вершина айсберга, и об этом на пресс-конференции, посвященной значимому событию, тоже говорилось немало.
Ведь преимущественно Ирине Коробьиной приходится иметь дело с «бумагами» – в этом смысле архитектуру очень сложно экспонировать. Чтобы продолжать традиции Щусева, который мечтал о популяризации архитектуры в массах (и с этой целью фактически создал музей), приходится постоянно искать новые, нестандартные подходы, создавать информационные поводы.
Развивается программа лектория, проводятся экскурсии – как по экспозициям самого музея, так и по интересным с точки зрения архитектуры столичным маршрутам (даже под землей). Большой успех имел проект «Музейные бабушки» на прошлогоднюю Ночь Музеев: специально обученные актрисы, одетые, как музейные смотрительницы, «дежурили» возле исторических памятников и делились своими знаниями со всеми желающими.
Таких идей у Ирины много. Это и проект музейного пешеходного кластера, и переоборудование одного из подземных переходов в центре под площадку для экспонирования образцов разных архитектурных стилей. Не все сразу и не в полном объеме, но эти идеи воплощаются: музей Мельникова, который должен открыться к концу года как филиал МУАРа, находится в пешей доступности от здания на Воздвиженке. А на проект с подземным переходом ищется спонсор, чтобы реализовать его в «Ночь музеев» на будущий год.
В то же время музей, с точки зрения Ирины, – вовсе не досугово-развлекательный центр. «Мы храним ДНК архитектуры», – не устает она повторять. И на основе этой ДНК формируются стратегически важнейшие для общества идеи – они и должны экспонироваться в музее в первую очередь.
Так, в полной мере отвечала этой концепции выставка «Открытый город. Новая градостроительная политика Москвы», завершившаяся в феврале. Помимо Москомархитектуры и НИ и ПИ Генплана Москвы, Ирина Коробьина лично принимала в ее организации самое деятельное участие.
Экспозиция раскрывала широкой публике суть новых веяний в архитектурно-градостроительной сфере на примере конкретных проектов самого разного масштаба – от детских садов и жилых комплексов до научных центров и общественных пространств.
Так что теперь для многих уже очевидно: музей может рассказать историю не только нашего прошлого, но и нашего будущего.
- Темы:
- Карима Нигматулина |
- Генплан |
- музеи |
- Татьяна Гук |
- дизайн-код