ВШУ открывает англоязычную магистерскую программу «Город и технологии»
В 2017 году Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ открывает англоязычную магистерскую программу «Город и технологии». Обучение на ней основано на принципе «learning by doing», а поступать на нее могут студенты со всего мира. О том, как это будет происходить, рассказывает руководитель программы, научный руководитель Лаборатории экспериментального проектирования городов, бывший главный архитектор Барселоны Висенте Гуаярт.
Почему «город и технологии»?
Информационные технологии оказывают большое влияние на развитие городов, меняя их физический облик (пространства, здания), социальную среду, способы коммуникации между людьми, типы мобильности, а также систему управления городом. Наш образ жизни, подходы к городскому планированию и строительству будут другими. Какими именно? Как и где эти изменения будут происходить? Вот на эти вопросы студенты и попробуют получить ответы во время обучения на нашей магистерской программе.
Кого ждут на программе?
Студентов со всего мира — поэтому программа англоязычная. Что касается их образовательного или профессионального бэкграунда, то тут ограничений нет, но мы видим три основные сферы деятельности, так или иначе пересекающиеся с урбанистикой. Это градостроительство — мы ждем архитекторов, городских планировщиков и т.п. Это инженерия, причем в широком смысле — мы ждем как людей, разбирающихся в цифровых технологиях, так и промышленных инженеров, специалистов в области энергетики. И, конечно, мы ждем специалистов в области социальных наук — людей, занимающихся экономикой и социологией.
Наша программа не теоретическая, а в полном смысле слова технологическая — студенты будут все время придумывать и развивать различные технологические решения, применимые в городской среде
Смешанный состав студентов важен, потому что мы хотели бы сформировать новую категорию профессионалов, которые способны понимать будущее урбанизма. Если провести аналогию, то мы движемся в том же направлении, в котором двигались биотехнологии, сочетая инженерные и биологические, медицинские достижения и навыки.
Почему изучать город нужно именно в России?
Я уже слышу вопросы, зачем иностранным студентам ехать на учебу сюда, в Вышку, а не в какой-нибудь университет в Западной Европе или США. Дело в том, что у Москвы есть две потрясающие традиции. Во-первых, городская архитектурная и дизайнерская традиция. Например, в XX веке мы наблюдали движение конструктивистов, и здесь, на месте, вы сможете увидеть и изучить потрясающие примеры таких зданий и сооружений. А другая традиция — технологическая. Россия первой запустила в космос спутник, первой отправила туда человека, и эта традиция все еще тут. Качество математического и физического образования в России по-прежнему очень высокое. Наследие и потенциал этих традиций нужно использовать.
Но у меня есть и еще один аргумент: Москва — это город, меняющийся прямо сейчас, на наших глазах. У мэра и главного архитектора есть четкое видение будущего города, и здесь сразу столько всего происходит, реализуется так много проектов, что Москва представляется мне очень интересным объектом для изучения и исследований.
Как будет проходить обучение на программе?
Программа выстроена по принципу «learning by doing». Студенты будут учиться и заниматься проектами в Международной проектно-учебной лаборатории экспериментального проектирования городов НИУ ВШЭ, которая начнет активно работать уже в декабре 2016 года.
Мы предоставляем студентам возможность работать в технологической и дизайнерской студиях. Они узнают, как устроены и как делаются вещи совсем разных масштабов — от маленьких, бытовых до таких сложных систем, как целый город. Наша программа не теоретическая, а в полном смысле слова технологическая — студенты будут все время придумывать и развивать различные технологические решения, применимые в городской среде.
Но мы также предлагаем студентам три вида семинаров — по истории культуры, по экономике и социальным наукам и по менеджменту. Без этих знаний понять, как функционирует город, тоже невозможно.
Чем полезен чужой опыт?
Программа, открываемая в Высшей школе урбанистики НИУ ВШЭ, — это «стандартная» двухлетняя магистерская программа. Но в Институте передовой архитектуры Каталонии ( IAAC), который я возглавляю, есть более короткая программа с похожим названием. Опыт, достижения и контакты, накопленные за годы ее реализации, я хотел бы использовать и в Москве , чтобы сделать программу Вышки еще более эффективной. У нас, безусловно, будет определенное сотрудничество с IAAC и другими школами и компаниями по всему миру — Foster and Partners, ETH Zurich, Колумбийским университетом и проч.
Мы бы хотели, чтобы нашими студентами становились люди из бизнеса и городских администраций, которым явно не хватает знаний о том, как функционирует современный город, какие архитектурные решения и технологии ему нужны
В то же время я хочу очень тесного сотрудничества с российскими коллегами, с российскими профессорами, особенно с молодыми. Одной из своих задач я вижу «выставление их напоказ». Преподавая на программе, они станут известными и иностранным студентам, и иностранным профессорам, которые будут сюда приезжать. Это и есть интернационализация.
Чем программа может быть полезна российским городам?
Чтобы программа была по-настоящему успешной, помимо международных связей ей нужны сильные связи с компаниями и городскими властями на локальном уровне. Мы уже начали сотрудничать с Москвой — в частности, мы помогали в оформлении Русского павильона на XV Международной биеннале архитектуры в Венеции. Сотрудничество с Москвой, я уверен, будет развиваться. И не только с Москвой, но и другими регионами, вплоть до Дальнего Востока.
Мы бы хотели, чтобы нашими студентами становились люди из бизнеса и городских администраций, которым явно не хватает знаний о том, как функционирует современный город, какие архитектурные решения и технологии ему нужны , чтобы быть удобным для жизни.
Чем займутся выпускники?
Я вижу три основных карьерных пути, хотя их, конечно, намного больше. Во-первых, наши выпускники могут стать свободными профессионалами, предпринимателями, у которых собственный архитектурный или консалтинговый бизнес. Во-вторых, они могут работать в компаниях, в том числе производственных, сочетая дизайнерские навыки и самые современные технологические знания. В-третьих, они будут уходить на работу в органы власти.
Если общество в информационно-технологическом отношении более продвинуто, чем чиновники, которые управляют городом, мы сталкиваемся с очень серьезной проблемой. Сейчас происходит сдвиг парадигмы, когда многие вещи становятся дерегулируемыми. Возьмите, к примеру, беспилотные автомобили, дроны или новые способы распределения электроэнергии, вырабатываемой самими домохозяйствами. В городских администрациях должны быть люди, которые понимают, как быстро меняются технологии и как не препятствовать им, а использовать их для развития городов и улучшения качества жизни. Этим вполне смогут заняться выпускники нашей программы.
Источник: портал Высшей школы экономики
- Темы:
- Образование