ENG
 
Перемены

Промзоны Европы: культурная реинкарнация

12 Ноября 2014

Мы собрали зарубежные примеры успешной трансформации бывших промзон в новые городские районы, насыщенные общественными и культурными функциями

Сегодня возвращение промзон в полноценное городское использование немыслимо без развития общественной и культурной функции. Это так же значимо, как вывод самого производства и застройка новой недвижимостью. Сохраняемая индустриальная архитектура, вновь создаваемые парки и арт-кластеры позволяют бывшим пром территориям обрести качество городского центра, куда горожане устремляются за культурными событиями, разнообразной, интересной городской средой.

Венские газометры

История Венских газометров началась в 1892 году. Именно тогда был объявлен международный конкурс на постройку газометров в австрийской столице. Победителем конкурса стал немецкий инженер Шимминг. Строительство объекта началось в 1896 году, и уже к 1899 в венском районе Зиммеринг появился памятник индустриальной архитектуры. Четыре огромных газгольдера диаметром 60 метров и высотой в 70 метров были приспособлены для накопления сжиженного газа. На тот момент они были самыми большими в Европе.

Венские газометры

Долгое время Венские газометры служили для бытовых нужд горожан и уличного освещения, однако во второй половине XX века Вена перешла на использование природного газа и газометры стали больше не нужны. Около десяти лет индустриальный памятник оставался заброшенным. В этот период его «разглядели» кинорежиссеры, и, например, в одном из фильмов Бондианы — «Искры из глаз» — газометры использовали в качестве декорации.

Венские газометры

В 1995 году власти Вены решили подарить Венским газометрам вторую жизнь, переоборудовав их под современные нужды города. Конкурс на перестройку газометров выиграли архитектурное бюро Coop Himmelb(l) au. Архитекторы сохранили исторический облик зданий, накрыв их стеклянными куполами, а внутренние помещения разделили на несколько зон: жилую, офисную и развлекательную.

Сейчас Венские газометры можно смело назвать городом в городе. Четыре «крепости» соединены воздушными мостами и переходами. Внутри комплекса расположилось студенческое общежитие, жилые квартиры, отделения банка, магазины, кинотеатр и даже свой собственный концертный зал, рассчитанный на 2-3 тысячи человек. К слову, у жителей Газометров даже есть свое интернет-сообщество.

Электростанция Баттерси

Battersea Power Station была построена в 30-х годах XX века на южном берегу реки Темзы в Лондоне по проекту архитектора Джайлса Гилберта Скотта. Свое название электростанция получила по названию района, в котором она расположена. Одно из крупнейших кирпичных зданий в Европе, занимающее почти 3 гектара, раньше производило пятую часть электроэнергии всего Лондона. Однако в 1983 году здесь прекратили производство энергии и станцию вывели из строя.

Электростанция Баттерси

С самого начала четырехтрубная электростанция была городской достопримечательностью, а в 1980 году ей был присвоен статус памятника архитектуры. После остановки производства электростанция стала точкой притяжения не только для туристов, но и кинорежиссеров. Так, здесь проходили съемки фильма «Темный рыцарь» и сериал «Доктор кто». Правда, на протяжении нескольких десятилетий функция Баттерси только этим и исчерпывалась.

Однако несколько лет назад стало известно, что рядом с памятником индустриальной архитектуры построят жилые дома, отель, офисы, кафе, рестораны, футбольные поля и многое другое. Проектированием нового лондонского района занялся Рафаэль Виньоли, а застройкой вдоль Электрического бульвара — главной улицы будущего района — Фрэнк Гери и Норман Фостер. Само историческое здание также планируется приспособить под жилье, офисы, рестораны и магазины, однако архитектурный облик электростанции не изменится. В то же время на берегу Темзы архитекторы хотят разбить большой парк, а для большей транспортной доступности предполагается открыть новую станцию метро.

Остров машин

«Остров машин», появившийся во французском городе-порте Нант в XXI веке, изначально был одним из крупнейших портов во всей Франции. Однако в 2004 году городские власти решили преобразить заброшенную с 1987 года верфь общей площадью 337 гектаров. Реконструкцией «острова» занялась компания La Machine во главе с артистами французского театра марионеток Royal de Luxe Франсуа Деларозьером и Пьером Орефисом. По замыслу разработчиков проекта, верфь, расположенная на берегу реки Луара, должна была стать центром притяжения не только жителей Нанта, но и туристов. Реализация проекта еще продолжается, однако уже сегодня можно сказать, что мечты проектировщиков стали реальностью.

Остров Машин в Нанте

Вдохновением для создания «Острова машин» послужили сочинения писателя Жюля Верна, известного жителя Нанта, а также промышленная история самого города. Благодаря работе Деларозьера и Орефиса заброшенная верфь превратилась в удивительный мир механических животных и растений. На острове обитает «Великий слон», карусель «Морские миры», желающие могут посетить музей механических машин, где рассказывается история создания экспонатов «Острова машин». В зимнее время здесь проводятся рождественские ярмарки. Кроме того, круглогодично рядом с парком машин работают кафе, рестораны, выставочные павильоны и ночные клубы.

Сейчас специалисты продолжают работу над главным проектом парка — «Деревом цапель». Предполагается, что посетители смогут ходить по ветвям 50-метрового дерева и сидеть в тени крыльев птиц.

Хафенсити

Хафенсити — крупнейшая в мире портовая территория, расположенная в немецком Гамбурге. Вплоть до 1990-х годов порт, соединявший Центральную и Северную Европу, использовался по назначению, однако в 1997 году городские власти приняли решение закрыть морскую гавань площадью почти 155 гектаров.

Хафенсити в Гамбурге

Уже в 1999 году был объявлен конкурс на концепцию развития территории бывшего порта. Победителем голландско-немецкая команда Кеса Кристиансе — ASTOC. Команда-победитель поставила перед собой задачу максимально сохранить ландшафт территории и морской характер бывшего порта. Кроме того, было принято решение сохранить промышленный комплекс Шпайхерштадт, в котором расположились музеи и галереи современного искусства.

Строительные работы на территории Хафенсити начались в 2003 году. Сейчас здесь ведется строительство жилья и офисных зданий в футуристическом стиле, обустройство парковых зон и набережной. Несмотря на то, что район еще строится, ежегодно его уже посещают сотни тысяч туристов. А закончить развитие бывшей территории порта планируется за 25 лет.

Manufactura

Мануфактурная фабрика Manufactura расположена в городе Лодзь в Польше. История этого места началась в XIX веке, когда Израиль Познаньский получил от отца, крупного лодзинского текстильного купца, наследство. В дальнейшем предприимчивый Израиль приумножил денежные средства и построил в Польше фабрику хлопчатобумажных изделий. Размеры фабрики впечатляют: она занимает площадь почти в 30 гектаров.

Мануфактура в городе Лодзь

После проведенной здесь реконструкции Manufactura стала одним из крупнейших торгово-развлекательных центров Центральной Европы. Комплекс общей площадью 110 тысяч квадратных метров включает в себя кинотеатр с 15 залами, роллердром, стену для скалолазания, скейт-парк, боулинг, театр и многое другое. На территории бывшей фабрики также можно посетить несколько музеев — Музей города Лодзь, Музей фабрики и Музей современного искусства.

Мануфактура в городе Лодзь

Огромная территория комплекса позволила разместить здесь отель, фитнес-клуб, более 200 магазинов, рестораны, кафе и даже автоцентр.


Изображения: exomapia.ru, tourister.ru, chelseablues.ru,geo.ru, tonkosti.ru, skyscrapercity.com, Мария Солтыс


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.