Преклонение перед Италией
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась большая выставка «Только Италия! Архитектурная графика XVIII — XXI веков», посвященная стране — месту паломничества архитекторов и художников и родине современного архитектурного языка. На выставке представлены рисунки и акварели из Третьяковской галереи, Фонда Сергея Чобана (Берлин), работы из московских частных коллекций и произведения современных архитекторов из их личных собраний.
Выставка представляет беспрецедентно широкий круг мастеров архитектурной графики с XVIII до XXI века и прекрасное оформление, навеянное пластической выразительностью форм итальянских памятников. Округлые и овальные залы, в разработке дизайна которых принимал участие Сергей Чобан, отсылают зрителя к узнаваемым образам Колизея, античного театра и превращают этот весьма специальный жанр в зрелищный и эстетский.
Архитектурный рисунок, родившийся из вспомогательного средства зодчего, тем не менее, потребует внимательного и вдумчивого зрителя: в нем содержится масса важных деталей. Как отметил в интервью порталу Архсовета Москвы Сергей Чобан: «Точность пропорций, существование в среде, взаимодействие пространств, влияние света на материал, форму, деталь — все то, что делает архитектуру уникальной, можно познать, видя и рисуя Италию». Архитекторы найдут здесь множество знакомых тем — виды Римского форума, парка виллы Медичи, римских триумфальных арок и терм и других памятников, давно ставших частью классического архитектурного образования. Впрочем, не архитекторам организаторы выставки обещают серию лекцией и дискуссий, которые помогут разобраться в нюансах жанра.
Тема Италии позволила кураторам — Ирине Седовой (Фонд Сергея Чобана), Нине Марковой (ГТГ), Надежде Бартольс (директору берлинского Музея архитектурной графики) — обозначить единое культурное поле, в которое были включены и российские архитекторы и художники. Рим — место пересечений творческого путивыпускника Королевской академии архитектуры Тома де Томона, чьи классицистические здания во многом определили облик Санкт-Петербурга и, к примеру, Василия Баженова, который стал первым пенсионером Императорской Академии художеств.
XX век, вынесенный в отдельный зал, стал эпохой поиска нового языка выразительности, а узнаваемые архитектурные мотивы — предметом ярких фантазий Александра Бенуа, Анны Остроумовой-Лебедевой, Ивана Фомина и др. Внутри этого зала находится третий, ядро с самым современным контентом — работами четырех наших современников — архитекторов Максима Атаянца, Сергея Кузнецова, Сергея Чобана и Михаила Филиппова. Их преемственность с поколениями мастеров прошлого не нуждается в пояснении. Как заметил на открытии выставки главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, экспонирующиеся здесь архитекторы отлично понимают, как высокий уровень владения ремеслом неразрывно связан с профессией. «Часто мы забываем сегодня, что у архитектуры, помимо квадратных метров есть высокохудожественная, эстетическая сторона, которая достигается не с калькулятором в руках, а с карандашом, кистью, общением с натурой и памятниками». В конце концов, капитализация архитектуры — сравнительно новый параметр для ее оценки, тогда как пластическая выразительность, мощь и совершенство форм являлись знаком архитектурного качества столетиями, добавил Кузнецов.
Выставка «Только Италия! Архитектурная графика XVIII–XXI веков» работает с 18 апреля по 27 июля 2014 г. в залах Инженерного корпуса ГТГ, Лаврушинский пер. 12. В рамках выставки в Третьяковской галерее пройдет серия мероприятий с участием известных современных архитекторов и критиков. Программа будет опубликована на портале Архсовета Москвы.