ENG
 
Перемены

Подлинная история дома Жени Лукашина

29 Декабря 2014

На декабрьском выездном заседании в Музее Москвы Архсовет одобрил пять проектов новых серий индустриальных жилых домов повторного применения. Работа по модернизации типовых серий на самом деле ведется уже не одно десятилетие – еще в советские годы разрабатывались экспериментальные крупнопанельные дома, например, такие как на проспекте Вернадского, 125, где проходили съемки всенародно любимого фильма «Ирония судьбы, или с Легким паром!»

Массовое панельное домостроение связано в нашей стране с именем Никиты Хрущева. По его личной инициативе в 1951 году создается Архитектурно-планировочное управление Москвы, в которое входит специальное архитектурно-конструкторское бюро (позднее – МНИИТЭП). По мнению генсека, это бюро должно было двинуть вперед индустриальное домостроение. Так и произошло. В 1958 году «инженер от Бога» Виталий Лагутенко разработал прорывную технологию, позволявшую строить дома быстро, качественно и дешево. Ничего подобного отечественное домостроение не знало: дом собирался из элементов, как этажерка. Всего в период с 1956-го по 1965-й годы в Москве было построено панельных домов серий К-7, 1-511, 1-515 около 14 млн кв.м. На территории Союза этот показатель составлял почти 300 млн «квадратов» – десять процентов всего жилого фонда страны.

В середине шестидесятых репортажи о переселении москвичей из коммуналок в отдельные квартиры стали любимыми сюжетами документальной кинохроники. Тогда никому и в голову не приходило критиковать новостройки за отсутствие балконов, совмещенные санузлы, тонкие стеновые перегородки. Эти детали были мелочью. Они не заслоняли главного – той колоссальной перемены, что произошла в образе жизни москвичей благодаря новой строительной программе. Советский человек впервые получил возможность налаживать свой быт без посторонних глаз.  

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или с Легким паром!»  

Впоследствии «хрущевки» совершенствовались, появлялись новые серии. Строительство первых панелек закончилось лишь в 1972-м. В 1962-70 годах перешли к строительству 12-этажных зданий и выше. Многоэтажка на проспекте Вернадского, 125, где снималась «Ирония судьбы» (в сценарии Эльдара Рязанова – это 3-я улица Строителей) относится к третьему периоду индустриального домостроения (1970-75 гг.). Сегодня это место легко узнаваемо. На цокольном этаже, как раз под лестницей перед подъездом напротив церкви Михаила Архангела, мимо которой проходил Лукашин, расположен московский «Театр на Юго-Западе». 

До сих пор жители этого дома не могут решить: к какой серии относится их многоэтажка? Риелторы утверждают, что это чешский проект, и таких зданий в Москве было построено всего три, и все – на Проспекте Вернадского. Представители городских служб уверены, что это обычная панель серии П3, коих много возводилось в Советском Союзе в 1970-е годы.

Проспект Вернадского, 113

Подлинную историю «Дома Жени Лукашина» нам рассказали в Московском научно-исследовательском и проектном институте типологии, экспериментального проектирования (МНИИТЭП):

– В «Иронии судьбы» запечатлены вовсе не рядовые типовые дома, которые будто бы сотнями строились в Союзе, что и привело к путанице, ставшей сюжетом комедии. И ленинградская учительница Надя Шевелева, и московский хирург Женя Лукашин «живут» в экспериментальных домах, построенных по индивидуальному проекту в 1970 году. Эти дома являются предшественниками знаменитой серии панельных жилых домов П3. В то время в жилищном строительстве столицы применялся так называемый «метод единого каталога». В него входили новостройки таких серий как: П3, П22, П30, П31, П42, П43, П44, П46 («П» – «панельный»). В массовое строительство шел десяток этих серий. 

Проспект Вернадского, 125

Но перед этим специалисты МНИИТЭПа разрабатывали проекты экспериментальных жилых зданий. Один из них – дом на Проспекте Вернадского, 125 или как называют его москвичи «Дом Жени Лукашина». Это 16-этажный крупнопанельный 5-подъездный дом на 275 квартир в 47-м квартале Тропарево. Таких экспериментальных зданий, действительно, в Москве было построено всего три на проспекте Вернадского. В доме №125 снимались московские сцены фильма, а в доме №113 – ленинградские. Авторы этих домов: архитекторы МНИИТЭП А. Самсонов, А. Бергельсон, В. Коркина и др. Непосредственно строительством занималась фирма «Прокатдеталь», которая сегодня уже не существует.

Как объяснял сам Рязанов, это два совершенно одинаковых дома, а «ленинградский» от «московского» отличает только вид из окна: из одного дома видна церковь Михаила Архангела, из другого – нет. Для съемки окон, видимых в титрах, общего плана ночью, а также погони Лукашина за Ипполитом использовался фасад 113-го дома,  окрашенного в серый цвет. Съемочная группа специально просила жильцов держать свет включенным во время съемок, чтобы создать иллюзию новогодней ночи.

Проспект Вернадского, 125

Что касается самого проекта, то впервые при строительстве домов был апробирован ряд новых технических и инженерных решений: использована продукция опытных заводов, опытные конструкции и способы заводской отделки. Исследовались варианты укрупнения деталей (например, объемные изделия, совмещающие стенную панель с балконом). Были разработаны и проверены в экспериментальных условиях типы основных квартир, их отделка и оборудование. Например, впервые в те годы в Москве в 4-хкомнатных квартирах было оборудовано по два санузла – так называемый «гостевой» и «спальный». Сегодня по два санузла проектируется уже в каждой 3-хкомнатной квартире.

Впоследствии на опыте экспериментального строительства, а именно на основе «Дома Жени Лукашина» на проспекте Вернадского была разработана новая серия крупнопанельных 16-этажных жилых домов – П3-16. Выпуск этого дома был освоен на домостроительном комбинате № 3 в районе Солнцево. В 1970-1975 гг. жилых домов этой серии в Москве возводилось до полумиллиона «квадратов» в год.

В конце 1970-х гг. за «метод единого каталога» архитектор Андрей Самсонов и ряд других архитекторов были удостоены Ленинской премии.

Проспект Вернадского, 125

«Дом Жени Лукашина» активно обсуждается в интернет-сообществе. «Случайно натолкнулся на объявление о продаже двушки в таком доме. Написано: чешский проект, строительная серия И-99-47/406. Планировка двухкомнатной квартиры на вид совпадает с однушкой из фильма», – сообщает Anastas, добавляя к посту фото с планировкой. «Классный домик, как я поняла, балконы во всех комнатах квартир, кроме кухни», – делится мнением Luba. А пользователь Art интересуется: «Там действительно такая гигантская лестничная площадка, как в кино? Еще интересно – почему в серию не пошел? Ведь очень неплохой дом с отличными планировками квартир и обалкониванием».

В декабре 2003 года на Проспекте Вернадского, 125 открылась мемориальная доска в честь самого новогоднего российского фильма. Акт открытия доски был срежиссирован. Скромную алюминиевую пластину на фасаде панельного дома сначала прикрыли желтым банным полотенцем. Когда его убрали, взорам собравшихся открылись лица исполнителей главных ролей – Андрея Мягкова и Барбары Брыльской на фоне елки, гитары и шампанского. Банкет устроили прямо на ступеньках подъезда. До этого Эльдар Рязанов собственноручно полил мемориальную доску водкой.

А в декабре 2007-го на проспекте Вернадского, 113 и 125 установили памятные таблички в виде портфеля Лукашина с торчащим из него банным веником. Таблички отличаются надписями, сообщающими о проходивших здесь в 1975 году съемках: на одной указано – «Здесь жил Женя Лукашин», на другой – «Здесь жила Надя Шевелева».

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или с Легким паром!»


Изображения: Кадры из фильма «Ирония судьбы, или с Легким паром!», Ruskino.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.