ENG
 
Перемены

Новый профессионал для нового города, кто он?

31 Октября 2016

Юрий Григорян, Евгений Асс, Сергей Кузнецов, Алексей Новиков и Олег Алексеев — о том, что нужно менять в архитектурном образовании. Тема обсуждалась в рамках сессии «Новый профессионал для нового города» конференции «Открытый город».

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: «Однозначно необходима актуализация архитектурного образования и приведение его в соответствие с вызовами времени, потому что и сама наука, и профессия меняются стремительно, и в принципе невозможно выучить, а потом работать. Эти две фазы перестали существовать друг от друга отдельно. Можно только все время учиться».

1. В современной образовательной системе в фокусе школы должен находится студент, а не преподаватель

По словам Сергея Кузнецова, сегодня коммуникация становится важнейшим языком архитектуры. Информация перестала быть проблемой: актуальнее учить, как фильтровать информацию, чем просто вкладывать ее в головы.

Необходимо радикально пересмотреть концепцию самой образовательной среды, считает основатель и ректор архитектурной школы МАРШ Евгений Асс. Эта среда должна быть построена на взаимодействии студента и преподавателя, «и уж точно не должна доводить это соотношение до 1/12, как это предполагается новыми программами».

Архитектурное образование — это не подготовка для работы в офисе

Концепция, в которой студент предполагается как рядовой срочник, а преподаватель — как офицер, невероятно устарела. Студент должен быть равноценным партнером обучения.

Только такая среда, в которой есть конкуренции педагогов со студентами, даст возможность для глубокой трансформации профессии и включённости молодых архитекторов в процессы практической деятельности.

Образование должно быть удовольствием

«Конечно, архитектура — это не только дисциплина, но и вдохновение, и задача института — вдохновлять людей», — Юрий Григорян, руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом».

2. Сегодня архитектурная школа не может предложить никакого устойчивого знания

По словам Евгения Асса, изменения в мире и в профессии настолько быстры и фундаментальны, что мы не успеваем за ними уследить. Современная архитектура преобразуется из твердого ядра знаний в текучую и подвижную смесь навыков и умений, и нужно быстро откликаться и приноравливаться к быстро меняющимся социальным и политическим трансформациям современного мира.

К концу XX века архитектура исчерпала все инструменты, и научить сокровенному знанию в уже не может

«Я полагаю, единственное, чем может быть современная школа — это инструментом наделения студентов умением и навыками. Она может быть механизмом обмена и трансляции определенной системы ценностей», — Евгений Асс.

3. Недостаток гуманитарного образования приводит к отсутствию критического мышления

Архитекторы не способны оценивать то, что происходит вовне, и вследствие этого образуется некая цеховая герметичность, считает Юрий Григорян. Люди не знают, кто такие архитекторы, а архитекторы — что происходит с обществом, потому что они нацелены на работу с формой, и это отрывает их от реальной жизни.

Рисование голов отрезает нас от возможности получения более глубокого образования — гуманитарного

Сегодня мы рассматриваем архитектуру в значительной степени как политическую деятельность, и уходить от этой проблемы в школе невозможно, отмечает Евгений Асс.

Студент не знаком ни с социальной, ни с политической, ни с культурной реальностью. Его необходимо погрузить в современную философию, культуру, искусство. Студент должен быть ориентирован в современной архитектурной культуре, погружен в ее концептуальные основы, в осмысление того, чему он пытается подражать.

Студенты должны быть включены и в научную, и техническую реальность, потому что она непрерывно меняется

Нельзя стать архитектором, не прочитав всех главных книжек

Не стоит при этом забывать, что адресатом архитектуры не всегда являются люди и город, это искусство, у которого есть своя цель, а город скорее является заказчиком этой архитекторы.

4. Образование должно опережать сегодняшний день

Современная школа должна осмыслять реальность как предопределяющую завтрашнюю повестку дня. Архитекторы должны обладать повышенной чувствительностью и видеть образ будущего.

Архитектура всегда действует в перспективе, но необходимо оценить это будущее в тех категориях, которые сегодня действительно стоят на повестке дня, и которые мы можем и должны предсказывать.

Для того, чтобы связать студентов с реальностью, необходимо, чтобы в школе значительную часть преподавателей представляли практикующие архитекторы — как российские, так и западные.

Нужно преодолеть катастрофическую изоляцию российского образования от мирового процесса

Программа не может оставаться год от года одной и той же. Важно переключить студента с проектирования отдельных объектов на решение проблем. Студент должен уметь ее обнаружить и проанализировать, поэтому необходимы исследовательские предпосылки.

Сегодня мы смотрим на образование как на непрерывный процесс воспитания и самообразования, понимая, что современные технологии и мобильность выводят этот процесс на новый уровень — Юрий Григорян.


Изображения: Василий Буланов


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.