Перемены

«Москва-Сити»: высокие перспективы

10 Июня 2014

Почему у долгостроя «Москва-Сити» такая сложная судьба и когда, наконец, закончится стройка? Что появится на месте несостоявшегося здания мэрии и башни «Россия» сэра Нормана Фостера? Что такое «вертикальный транспорт» и как на самом деле должна была выглядеть «Федерация»? Читайте в нашем эксклюзивном материале.

Москва-Сити сегодня

«Москва-Сити» входит в число самых перспективных площадок для девелопмента в столице. Московский международный деловой центр (это официальное название Сити) является одной из опорных точек нового полицентричного города, который в нынешней градостроительной доктрине – стержневой пункт.

Точки роста Большой Москвы

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов считает, что Сити  – это первый заметный шаг в сторону развития полицентричной модели, заявленной еще в Генплане 1971 года.

По его словам, в ближайшие годы центр Москвы будет становиться более сложным, растягиваясь треугольником не только в сторону Сити, но и территории реконструируемого ЗИЛа, а также остальных «точек роста», которых на карте столицы значительно прибавится. 

Новые центры Москвы

Первый Сити комом

Впрочем, Сити – как первый пробный шар в этом направлении – получился еще и самым долгим и проблемным инвестпроектом столицы. Все дело в том, что он начинал реализовываться, когда у города попросту не было опыта активного коммерческого девелопмента. Неудивительно, что было допущено множество тактических ошибок.

Сегодня, когда в девелоперскую сферу пришло множество профессионалов, недостатки «Москва-Сити» активно исправляются; для новых подобных проектов это хороший урок на будущее.

Строительство Москва-Сити

«Русский Манхеттен» на месте промзоны

Строительство Делового центра, на самом деле, стратегически было верным: автор идеи архитектор Борис Тхор и главный архитектор города, в то время Леонид Вавакин, предложили Юрию Лужкову построить свой русский Манхеттен на территории выводимой промзоны на набережной Москвы-реки.

На закате социализма еще никто не предполагал, что промышленный город вскоре умрет, но это был верный шаг.

Промзоны Москвы

Предпосылками развития высотного кластера стали Москва-река и Московская кольцевая железная дорога, которые в этом месте пересекаются. Сегодня обе артерии перерождаются, и из препятствий, заброшенных ареалов, окруженных промзонами, превращаются в новый городской каркас.

«Ни пройти, ни проехать»

При строительстве Сити, однако, этот градостроительный потенциал в полной мере так и не был использован. До конца не была преодолена и характерная для промышленной территории маргинальность и оторванность от городской ткани. Кроме того, в начале проекта перед проектировщиками Сити стояли задачи сделать эту территорию проницаемой для города и буквально «сшитой» сетью улиц с остальной городской сетью. Но вот уже 15 лет Сити строится, а по сути те же задачи встают перед ним и сегодня.

Локальные транспортные связи

Небоскребы фактически уже стоят и люди в них работают, при этом на территории ММДЦ до сих пор не создана нормальная навигация и ориентация, взаимосвязь парковочного пространства и зданий, понятные подъезды и лобби.

Сергей Кузнецов: «По сути, это бесконечная стройка, и даже построенными объектами ты не можешь пользоваться как законченным куском города. Сити – это не пешеходная зона. Выходя из зданий, мы не видим улицы, а видим задники, заборы, глухие загрузочные доки, глухую стену «АФИМОЛЛА», парковки и шлагбаумы».

Схема расположения паркингов

Чтобы Сити  в ближайшие годы не сколлапсировал от этих проблем, Сергей Кузнецов считает необходимым сформировать здесь полноценные общественные пространства, обеспечить связанность улиц, включенность внутриквартальных проездов в городскую улично-дорожную сеть, создать открытые лобби, проницаемые первые этажи, внятную навигацию подъездов и входов.

 «В Сити должен быть реализован новый формат качества городской среды, – считает Кузнецов. – Люди должны беспрепятственно попадать в лобби любого здания, а они, в свою очередь, выходить на нормальные, проницаемые улицы».

Связность и связи в Москва-Сити

«Временно недоступен»

Другой проблемой Сити остается плохая связанность территории с ближайшими районами. Предпосылки этому были заложены в XX веке промышленный город развивался вокруг железных дорог, и в результате жилая и промышленная части столицы долгое время не связывались никак.

Сегодня попасть в Сити, к примеру, от Шелепихи сложнее, чем добраться на метро из гораздо более отдаленных районов.

Скоростной внеуличный пассажирский транспорт

Недостаток системной связности Сити с улично-дорожной сетью города стал, в свою очередь, и одной из причин транспортного коллапса. Сейчас проектировщики активно исправляют ошибки, пересматривают архитектурно-планировочные решения, транспортные и функциональные узлы, чтобы сделать Деловой центр более доступным.

Транспортный каркас ядра Большого Сити

 

Однако эксперты сходятся во мнении, что выйти из транспортного тупика позволит, главным образом, приоритетное развитие общественного транспорта. В ближайшие годы здесь должен быть достроен главный транспортно-пересадочный узел, который возьмет на себя основную часть пассажиров метро. Дополнительный ресурс у Сити появится с включением в систему пассажирского транспорта Московской кольцевой железной дороги с несколькими ТПУ.

Рассыпавшаяся спираль

Что до архитектурного облика высотного комплекса, то главный архитектор не считает его первостепенной проблемой. Более того, по мнению Сергея Кузнецова, буквальное следование первоначальному архитектурному образу, появившемуся в начале 1990-х годов, вообще не принципиально.

Нарисовать гигантский комплекс и заставить разных инвесторов собрать некую общую композицию изначально было непростой задачей, отмечает главный архитектор.Довольно естественно, что она не реализовалась: композиционная идея спирали в проекте Бориса Тхора рассыпалась, когда один инвестор стал строить выше запланированного, другой ниже, а количество башен увеличилось вдвое.

Первоначальный макет Москва-Сити

Сергей Чобан: «В первоначальном варианте у каждой башни в комплексе был угол осмотра, точки обзора, чтобы увидеть каждую как силуэт, объем, скульптуру. Сейчас это смотрится как старая антикварная посудная лавка. Колоссальной ошибкой было строительство торгового комплекса вместо центральной плазы. У этого комплекса в результате нет общественного пространства, с которого человек мог бы полюбоваться архитектурой этих башен».

Главный залог успеха «Москва-Сити» – наконец его закончить, уверен Сергей Кузнецов. Несмотря на все трудности, на сегодняшний день, по его словам, проект вышел на финишную прямую.

Все объекты, инфраструктурные и девелоперские, как минимум, спроектированы. В настоящее время Сити активно достраивается лишь на нескольких участках, сменивших проекты и самих проектировщиков.

Проект здания мэрии Михаила Хазанова

МФК вместо мэрии

На участке № 15, где ранее проектировалось 79-этажное здание московскоймэрии по проектуМихаила Хазанова и Антона Наговицына, теперь строится многофункциональный комплекс по проекту WernerSobekMoskwa.

Проект Werner Sobec Moskwa

Проектирование нового объекта началось в 2012 году. Наземная часть была сокращена с 800 тыс. кв. м до 250 тыс., высота – с 300 до 283 м. Сложность заключалась в том, что, отказавшись от переезда мэрии в Сити, прежний проект, по которому к тому времени уже успели выстроить шесть подземных уровней, просто заменили на другой. Архитекторам Werner Sobek пришлось проектировать на старом основании, унаследовавшем сетку трещин. Сейчас здесь ведутся сложнейшие инженерные работы по реконструкции.

В новом проекте периметр подземной части будет повторять прямоугольный стилобат, в котором разместятся общественные пространства – кафе, рестораны, магазины, гостиница с апартаментами, конференц-центр с залами различного назначения.

Проект Werner Sobec Moskwa

Генеральный директор Werner Sobek Moskwa Иван Томович отмечает, что несмотря на ограничения, в композиции нового здания удалось уйти от «Лос-Анжелеса 80-х» к фигурной скульптурной форме лепестков. Поднимаясь на общем подиуме, две офисные башни, напоминающие раскрытую книгу, соединены мостиками горизонтальных связей, которые образуют стеклянный «корешок». В них впервые применена интеллектуальная схема «вертикального транспорта» с системой управления по этажу назначения, использованием двухъярусных лифтовых кабин, а также отдельных скоростных TWIN-лифтов на всю высоту здания.

Проект Werner Sobec Moskwa

Комплекс  претендует на высшую оценку по критериям «экологической устойчивости» и сертификат  LEED на здание в целом.

SPEECH vs Foster&Partners

На участке № 18-19, где Норман Фостер проектировал башню «Россия», теперь строит бюро SPEECH. В 2003-2005 гг. SPEECH разработало проект одной из самых узнаваемых высоток «Москва-Сити» – башни «Федерация». Впрочем, опыт проектирования в Сити, по словам руководящего партнера SPEECH Сергея Чобана, был довольно сложным: проект реализуется с нарушением всех сроков и со значительными искажениями.

Башня

В «Федерации» не будет шпиля, задававшего острую силуэтность всему комплексу, не будет центрального стержня панорамных лифтов, обеспечивающих горизонтальные связи башен. Не говоря уже о том, что вторая башня в комплексе – «Восток» – до сих пор не построена.

Проект SPEECH на участках 17-18

Проект SPEECH на 18-19 участках, по сравнению с «Федерацией», более лаконичный по архитектуре. Композиция представляет собой две прямоугольные башни, офисную и жилую, с крупным общественным пространством в общем стилобате.

Общая площадь объекта 357 тыс. кв. м, верхняя отметка – 278 м. Рисунок фасада сформирован спокойной вертикальной сеткой тонких каменных профилей, истончающихся с высотой.

Проект SPEECH на участках 17-18

«Мы проектируем не очередную стеклянную коробку, а башни в духе сталинских и американских небоскребов, – говорит Сергей Чобан. – Проект отличает ясный и четкий входной уровень, обращенность входов к общественной площади, ярусное построение. Отдельные входы запроектированы для офисов и апартаментов».

Подземный Сити

Схема функционального решения ТПУ

На  участке № 11, рядом с Третьим транспортным кольцом, строится главный транспортно-пересадочный узел Сити – комплекс IQ-quarter. Непосредственно ТПУ расположен в 7-этажной подземной части. На -7 уровне проходит Калининско-Солнцевская линия метро (участок до «Парка Победы» открыт в январе 2014 г.), а также линии Третьего Пересадочного Контура, открытие которого запланировано на 2016 г.

Местоположение ТПУ

На -6  и -5 уровнях расположится второй вестибюль станции «Международная», с выходами на улицу и в цокольный уровень Терминального комплекса, который, в свою очередь, будет иметь галерейную пешеходную связь с «АФИМОЛЛом» и башнями других участков Сити.

Через пешеходный мост ТПУ «СИТИ» в перспективе свяжется с Кольцевой железной дорогой, которая обеспечит связь Делового комплекса с аэропортами «Внуково» и «Шереметьево».

IQ-quarter

Высокий IQ

Архитектурную концепцию IQ-quarter разрабатывала американская компания NBBJ совместно с ООО «ГПИ-2» (авторы проекта Геннадий Сирота, Michael Debernard), инженерное проектирование осуществляла английская компания Arup.

Комплекс представляет собой три блока: это единственная в Сити полностью жилая 22-хэтажная башня (с апартаментами с 12 по 21 этажи и отелем Sofitel) и два высотных офисных здания высотой 42 (блок 2) и 33 (блок 3) этажа. Первый и цокольный этажи всех трех башен объединены общественным пространством многосветного атриума с ресторанами, магазинами, фитнесом, авиакассами и банками.

IQ-quarter

В многоуровневых переходах между башнями планируется организовать дополнительные офисные помещения, а на их крышах – видовые площадки и зоны отдыха.

11 апреля 2014 г. компания «Галс-Девелопмент» и агентство ProjectNext объявили архитектурный конкурс на концепцию этих общественных пространств и офисных помещений «IQ- квартала».

Общая площадь комплекса составляет 228 тыс. кв. м, в том числе подземная – 68 тыс. кв. м. Из перечисленных объектов «Москва-Сити» строительство этого завершится раньше других, к 2015 году.

Как видим, каждый из перечисленных проектов по-своему решает основные проблемы Делового центра, формируя в Сити полноценные общественные пространства и обеспечивая в будущем его доступность – транспортную и пешеходную.

Москва-Сити. Общий вид

Мегапроект для мегаполиса

Вообще проекты, подобные «Москва-Сити», по словам Сергея Кузнецова, нужны большим городам: они способствуют всестороннему росту, создают большое количество рабочих мест, инвестиций, дают толчок развитию транспортной инфраструктуры на прилегающей территории, закладывают основу для полицентричности.

Высотные комплексы – это и еще и имиджевая составляющая города, подчеркивает Кузнецов: в последние годы именно Сити стал новой «открыточной» точкой на карте столицы. Законченный архитектурный облик она должна обрести к 2018 году.

В тексте использованы материалы Международной конференции «Высокий мир. Москва-Сити. Перспективы развития»,  прошедшей 22 апреля 2014 г. в  башне «Федерация» ММДЦ «Москва-Сити», и интервью С.О. Кузнецова телеканалу «Москва 24».


Изображения: highworld.ru, speech.su, "Галс-девелопмент", Москомархитектура, НИ и ПИ Генплана Москвы


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.