ENG
 
Открытый город 2018 СТАТЬИ
Перемены

Культурный облик для объектов культуры: театр, мастерская и медиа-центр

29 Января 2015

Учитывая значимость объектов культуры в городе, Москомархитектура ведет постоянную работу с проектировщиками с целью повышения качества их архитектуры, призванной подчеркнуть непосредственное отношение к культурной сфере и сделать полноценным общественным пространством. В нашем обзоре — вторая сцена МХАТа, мастерская и школа искусств Зураба Церетели и медиа-центр для проведения тренингов персонала.

За последние четыре года в Москве достроили ряд значимых объектов культуры, возведение которых по разным причинам затянулось: среди них музыкальный театр Александра Градского, Центр культуры, искусства и досуга имени Аркадия Райкина, музыкальная школа имени Гнесиных. К новому театральному сезону, осенью этого года, обещают открыть после реконструкции музыкальный театр «Геликон-опера» на Большой Никитской улице и театр-студию Олега Табакова на улице Гиляровского. Вместе с тем, в столице продолжается проектирование и более локальных объектов с культурной и социальной функциями.

Вторая сцена МХАТа

Новое здание филиала Московского художественного академического театра им. А.П. Чехова на пересечении проспекта Андропова с Нагатинской улицей на юге Москвы (проектировщик — ЗАО «Театрально-декорационные мастерские»), безусловно, станет одним из знаковых объектов культуры.

— «Место для размещения театра было выбрано самое удачное — на пересечении двух улиц на территории бывшей автостоянки. Главный вход для зрителей предусмотрен со стороны проспекта Андропова и выхода из станции метро „Коломенская“. С уровня земли, из вестибюля, по широкой парадной лестнице или двумя лифтами зрители попадают в фойе на уровне сцены и партера, или выше — на уровень балкона с ложами», — рассказывает главный архитектор проекта ЗАО «ТДМ» Святослав Хегай. Площадь перед входом остается чисто пешеходной. Обрамленная цветниками и газонами, она будет служить для прогулок горожан и отдыха посетителей театра, а по необходимости — местом уличной части театральных представлений«.

Театральное здание спроектировано 7-митаэтажным, плюс 2 подземных этажа. На минус втором этаже расположены бытовые помещения для персонала и складские — для декораций и реквизита, на минус первом этаже — механизированная парковка на 120 машиномест, трюм сцены, пост охраны. В наземной части здания расположен зрительный зал-трансформер на 647 мест с VIP-ложами, большой и малый репетиционные залы, артистические уборные, ресторан и буфет для зрителей на 75 и 60 мест, служебные, бытовые и технические помещения.

— «За основу проекта филиала МХАТа, по настоянию его художественного руководителя Олега Табакова, было взято действующее здание в Камергерском переулке», — поясняет С. Хегай. — Техническое задание было заранее отработано с руководством театра, поэтому, приступая к разработке проекта, мы точно знали, что хочет Табаков и компания. Одним из пожеланий было предусмотреть трансформацию сцены и, что немаловажно, зрительного зала с различными вариантами расположения уровней сцены и партера, зрительских кресел и проходов. При желании сцену и партер можно выровнять в один уровень, либо создать частичный амфитеатр. Это позволит воплотить самые смелые замыслы режиссеров«.

Большое значение придается сценическому оборудованию. Появится сцена-трансформер, размеры которой могут меняться, установят несколько подъемно-опускных площадок для перемещения декораций и реквизита из складов до уровня сцены и репетиционных залов. Смену декораций можно будет производить за считанные минуты.

— «Наша команда участвовала в реконструкции Большого театра России. Поставкой и монтажом сценических конструкций и оборудования для ГАБТа занимались специалисты из Германии. Мы рекомендовали привлечь их к данному проекту: это позволит превратить филиал МХАТа в один из самых технически оснащенных театров.

Что касается фасадного решения, замечания Архсовета касались того, что вход в здание располагался не по центру, а сбоку. Архитекторы устранили это замечание во втором рассмотрении проекта, предложив акцентированный вход с площади. Фасады нижней 4-этажной части здания отделываются декоративным камнем под клинкерный кирпич, а три верхних этажа — витражной алюминиевой системой с заполнением стеклопакетами и стемалитом и декорированной алюминиевыми ламелями. Архсовету и лично Сергею Олеговичу Кузнецову и Олегу Павловичу Табакову этот вариант понравился больше всех».

По словам проектировщиков, сейчас проект в стадии шлифовки. Одновременно на строительной площадке в районе метро «Коломенская» начинаются подготовительные работы. Для начала работ требуется перенос большого числа инженерных коммуникаций. Как только эта часть будет выполнена, приступят к монтажу театрального здания.

Вторая сцена МХАТа возводится за счет средств бюджета. В федеральной целевой программе «Культура России» заложено финансирование, определены сроки сдачи объекта. Новый театр актеры и поклонники МХАТ им. Чехова получат в конце 2017—начале 2018 годов.

Мастерская и школа искусств З. Церетели

Здание-мастерская

Другой проект, отмеченный Управлением Архитектурного совета за качество представленных решений, — детская школа искусств на Пятницкой улице, вл. 24, стр. 4 в Замоскворечье (проектировщик ООО «Мезонпроект»).

— «Этот объект мы проектировали по заказу Зураба Церетели. По функции это творческая мастерская. Предполагается, что Зураб Константинович будет проводить здесь мастер-классы для юных художников», — рассказал Порталу Архсовета Москвы управляющий партнер, главный инженер ООО «Мезонпроект» Илья Машков.

Строение полностью находится в пятне застройки ранее стоявшего на этом месте здания, поэтому получилось небольшим. Его общая площадь — 390 кв. м, из них 270 «квадратов» — наземная часть.

Фактически вся школа искусств — это один большой и светлый зал с высокими потолками для размещения скульптур, а также помещение для самого прославленного скульптора. На первом этаже располагается зал с функцией мастер-класса, вестибюль с гардеробом, санитарные узлы. На втором — главный двухсветный зал с 6-метровыми потолками — личная мастерская Церетели и одновременно выставочный зал с возможностью проведения крупногабаритных инсталляций. Подземный этаж предназначен для технических помещений.

Архсовету предложенное проектировщиками решение фасадов понравилось сразу — для облицовки предлагалось использовать композитные панели, местами имитирующие дерево.

— «Школа расположена в глубине квартала и извне не видна, но благодаря современной архитектуре она будет освежать ощущение заброшенного сейчас московского двора, — говорит Илья Машков. — Мы будем следить за тем, чтобы здание в натуре было выполнено так, как спроектировано с использованием тех материалов, которые мы заложили в проект».

Ввод в эксплуатацию объекта планируется в конце 2015-го — начале 2016-го года.

Городской учебный центр

Многофункциональный учебно-консультационный центр в Крымском тупике, вл. 8 (проектировщик — ГБУ «Мосстройинформ»), как утверждают авторы проекта, также должен стать новым акцентом в городской ткани.

Учебный центр

— «Наш объект повторно выносился на регламентную комиссию Москомархитектуры по той причине, что первоначально это была реконструкция, — поясняет руководитель архитектурной мастерской ГБУ „Мосстройинформ“ Евгений Рутковский.К существующему зданию постройки 30-х годов прошлого века планировалось сделать пристройку. В процессе ведения работ произошло самообрушение части строения. Так появился вариант воссоздания в новых материалах прежнего здания. Поскольку постройка не представляла исторической ценности, Москомнаследие рекомендовало не воссоздавать ее, а возвести совершенно новое здание с современной архитектурой. В результате получился небольшой по объему учебный центр площадью около 2,5 тыс. кв. м с четырьмя надземными и двумя подземными этажами и единым архитектурным решением для всего комплекса».

Почему объект многофункциональный? Во-первых, в нем есть учебно-консультационная функция. Здание проектировалось по заказу «Медиа-Эстейт» для проведения тренингов PR-персонала, занятого на государственной службе, стажировки сотрудников департаментов по связям с общественностью различных госструктур, организации семинаров, проводимых при поддержке Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) и международной Ассоциации компаний, работающих в области общественных связей (АКОС). Во-вторых, запроектированы предприятия общепита. В-третьих, в подземной части размещается двухуровневая парковка: автомобили опускаются вниз подъемником и разъезжаются по парковочным местам. В условиях стесненной застройки такой вариант представлялся наиболее оптимальным.

Плотная окружающая застройка повлияла на применяемые фасадные материалы. Было предложено использовать три основных материала для облицовки здания: темно-серый клинкерный кирпич для первого этажа, керамогранит под деревянные ламели — для верхних этажей и серый титан-цинк для кровли и отдельных частей фасада. При решении фасадов активно использованы консольные свесы кровли, балконы и террасы, на втором и третьем этажах предусмотрены холодные нитки остекления. В итоге получилось современное здание, которое органично вписалось в существующую застройку.

Строительство объекта в завершающей стадии. На стройплощадке в Крымском тупике идет облицовка фасадов, монтируются инженерные системы. Планируется, что в конце лета—начале осени медиацентр откроется для посетителей.


Изображения: ЗАО "ТДМ", ООО «Мезонпроект», ГБУ «Мосстройинформ»


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.