ENG
 
Перемены

ДСК с цифровым управлением: теория и практика модернизации

17 Декабря 2014

Домостроительные комбинаты, которые собираются продолжать работу на столичном рынке после 1 января 2016 года, должны будут перейти на выпуск продукции, отвечающей новым принципам массовой жилой застройки в Москве. О том, как грамотно подойти к модернизации крупнопанельного производства, в интервью порталу Архсовета рассказал генеральный директор ЗАО «ПАТРИОТ-Инжиниринг» Станислав Шмелев.

«ПАТРИОТ-Инжиниринг» – дочерняя структура Группы компаний «ИНТЕКО», в ее функции входит полный контроль за деятельностью и модернизацией производственных предприятий ГК. Компания одной из первых в стране провела масштабную реконструкцию и техническое перевооружение комбината крупнопанельного домостроения – в Ростове-на-Дону, а в настоящее время занимается модернизацией московского «ДСК-7».

— Комбинат крупнопанельного домостроения в Ростове-на-Дону (ККПД) стал одним из первых предприятий отрасли, которому удалось перейти к новой идеологии универсального производства продукции для индустриального домостроения. Чтобы вы могли посоветовать коллегам, для которых этот сложный период еще впереди?

В первую очередь, я бы посоветовал подойти к этой задаче системно, потому что по-настоящему действенная, обладающая инновационным потенциалом на многие годы модернизация возможна только при комплексном подходе. Реконструкцией занимаются многие, но зачастую делают это эпизодически, хаотично, без четкого понимания целей, продуманной и просчитанной стратегии — просто время от времени точечно обновляя оборудование, вживляя инновации в устаревшую, неэффективную систему производства. Смена одной или нескольких единиц оборудования способна улучшить некоторые количественные и качественные показатели, но такой подход не позволит выявить все преимущества новой техники. Говоря математическим языком, из простого арифметического суммирования нового оборудования не извлекается производная в виде более эффективных форм организации труда, контроля качества продукции, обслуживания основных фондов.

Когда мы приступали к модернизации ростовского комбината, то с самого начала наметили для себя 5 основных критериев: это, во-первых, гибкость и переналаживаемость производства, во-вторых, его полная автоматизация, в-третьих, объединение производства и проектирования в единый программный комплекс. Четвертый важный критерий – это снижение энергоемкости производства и пятый — внедрение технологий, которые позволяют индивидуализировать дизайн фасадов.

— Давайте рассмотрим каждый из этих пяти критериев более подробно: что значит гибкое производство и как это может быть решено технологически в рамках ДСК?

Гибкость производства изделий для сборного домостроения принципиально меняет саму идеологию этого направления индустриального строительства, позволяет избежать его главного недостатка – однотипности зданий. Для гибкого производства не существует проблем с переналадкой оборудования, переходом с производства одних изделий на другие. Чтобы добиться этого, нужно, в первую очередь, уходить от использования жестких опалубочных форм к более современным технологиям, например, к формам со съемной бортоснасткой на магнитных фиксаторах. Это дает возможность оперативно менять номенклатуру выпускаемых изделий и отказаться от парка металлоформ под каждую марку изделий.

— Вторым важным критерием вы назвали автоматизацию. Есть какие-то специфические рекомендации, как лучше подойти к решению этой задачи на домостроительном производстве?

Автоматизация решает целый комплекс задач – таких, как повышение качества продукции, улучшение условий труда, оптимизация ресурсов. На старых ДСК процент тяжелого, в том числе ручного труда, очень высок, поэтому качество многих производственных операций целиком зависит от квалификации рабочего. Автоматизация производства позволяет нейтрализовать пресловутый «человеческий фактор» и на порядок повысить соответствие сборных железобетонных элементов проектным параметрам. В результате мы получаем возможность делать узкие стыки и нормальные фасады.

Но самое важное, что без полной автоматизации всего производственного процесса невозможно осуществить третий критерий — объединить производство и проектирование в единый аппаратный комплекс и перейти на технологии 3D-проектирования, чтобы чертежи от проектировщика с помощью интернет-технологий передавались прямо на производственное оборудование. За счет этого сроки внедрения новых изделий значительно сокращаются, а архитектурно-планировочные возможности расширяются. Мы уже проектируем по этой новой идеологии крупный микрорайон в Ростове на Дону, так там каждый дом возводится практически по индивидуальному проекту.

То есть автоматизация и компьютеризация также работают на идею более гибкого, переналаживаемого производства?

Безусловно. Определенная унификация существует, но постепенное накопление базы данных 3D-проектов позволяет быстро переходить от производства одних изделий на другие. Фактически при переходе на такие гибкие технологии производства речь уже идет не о разработке отдельных серий, которыми потом будут застраиваться новые районы, а о создании компьютерной базы элементов для возведения из них домов по индивидуальным проектам.

— Четвертым вы назвали принцип энергоэффективности. За счет чего можно снизить энергоемкость производства железобетонных изделий?

Технология крупнопанельного производства старых ДСК отличается очень нерациональным использованием энергии, а ведь от этого напрямую зависит конкурентоспособность продукции. Добиться этого можно, в первую очередь, оптимизацией производственной цепочки, использованием современных технологий приготовления бетонов, а также выбором более современного производственного оборудования с высоким КПД и низким классом энергопотребления.

— Пятый критерий – разнообразный дизайн фасадов. Как это решается в условиях массового индустриального производства?

Современные технологии позволяют производить фасадные панели из архитектурного бетона – с разными видами заполнителей, цветовыми решениями и вариантами обработки поверхности. С помощью специальных гибких полиуретановых матриц можно также изготавливать панели с различными рельефными изображениями. 

— Основные преимущества индустриального домостроения – высокая скорость и низкая себестоимость. Из сказанного Вами уже понятно, что в результате модернизации ДСК можно увеличить объемы производства продукции и повысить ее качество, а как с себестоимостью — не окажется ли такой панельный дом дороже монолитного?

Себестоимость продукции также снижается, и существенно, в первую очередь за счет снижения энергоемкости и металлоемкости производства. Нам теперь не нужно изготавливать новый комплект металлоформ под каждый новый тип дома, а это гигантская экономия металла. За счет автоматизации приготовления бетонной смеси нам удалось практически свести на нет отходы сырья.

— Производство модернизировано: установлено новое автоматизированное оборудование, проектирование и производство объединены в единый программный комплекс — что дальше?

После того, как мы модернизировали завод в Ростове-на-Дону, встал вопрос о создании универсальной строительной системы, способной перевести все преимущества гибкого производства в такие же гибкие проектные решения. В России подобного опыта пока практически нет, поэтому мы пригласили известного испанского архитектора Риккардо Бофилла и вместе с ним разработали новую индустриальную систему панельного домостроения, основанную на применение пустотных плит перекрытий и монолитных стыков для соединения наружных и внутренних стен.

Наша система позволяет проектировать полноценные угловые секции, шаг несущих стен увеличился до 7 метров. Мы получили возможность мгновенно переналаживать производство и по сути строить дома с индивидуальными архитектурно-планировочными решениями, а также здания любого назначения – школы, ДДУ, паркинги и т.д. При этом мы на сто процентов остаемся в рамках индустриальной технологии.

Поясните, пожалуйста, почему было принято решение отказаться от традиционных сварных стыков панелей в пользу монолитных?

Технология стыков – это, можно сказать больное место сборного строительства. У нас практика применения сварных соединений сложилась еще в тот период, когда не было химических добавок для быстрого твердения бетона при низких температурах. Сегодня все эти технологии давно известны и отработаны. К тому же, в отличие от советских времен, сегодня хорошего сварщика найти трудно, а завтра их не будет совсем. Поэтому был выбран так называемый финский вариант с замоноличиванием швов. Финны 40 лет назад перенимали опыт советского индустриального домостроения, а сегодня мы сами к ним приезжаем перенимать их опыт, потому что во многих вопросах они нас существенно опередили. Монтажные работы у них на строительной площадке не подразумевают сварки. Также мы используем опыт подобных технологий других европейских стран.

У вас уже есть кой-то практический опыт применения этой новой домостроительной системы?

Конечно. В Ростове-на-Дону мы уже построили экспериментальное двухэтажное здание общественного назначения, фасады которого полностью выполнены из шлифованного архитектурного бетона. Уже завершен монтаж первого детского сада. А сейчас мы приступили к проектированию крупного микрорайона в Ростова-на-Дону —340 тыс. кв. метров жилья. Мы планируем сделать там уютные кварталы с благоустроенными дворами на основе разноэтажной застройки с полноценными угловыми секциями. 

В Москве квартальная застройка в ближайший год станет обязательным условием, но в Ростове-на-Дону таких требований пока нет. Это с вашей стороны жест доброй воли или точный экономический расчет?

Мы подсчитали, что на одной и той же территории при точечной застройке высотными домами и при квартальной разноэтажными секциями высотой от 7 до 12 этажей можно получить одинаковые квадратные метры. При этом привлекательность квартальной застройки несомненно выше. Она предоставляет новый уровень комфорта на объектах эконом-класса: уютные внутренние дворы без машин, создание уютных общественных пространств, более широкие возможности для зонирования для разных групп населения. Да и выглядеть такие дома будут существенно лучше. Все это означает, как я уже сказал, новый уровень комфорта и, вместе с тем, более высокую коммерческую привлекательность такого жилья.

И заключительный вопрос: сколько времени необходимо, чтобы превратить старый ДСК в современное компьютеризированное индустриальное производство?

Период от начала работ по строительству или реконструкции производственных мощностей и до выхода первой продукции составляет в среднем около двух лет. Модернизация и реконструкция не должны растягиваться на долгие годы, замена оборудования на различных технологических участках должна происходить синхронно, чтобы обеспечить синэргетический эффект от его ввода в эксплуатацию и дать возможность реализовывать современные технологические процессы на всем протяжении производственной цепочки, а не в отдельных ее сегментах. Повторю, что в рамках решения каких-то локальных задач качественного скачка добиться невозможно.


Изображения: ЗАО «ИНТЕКО»


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.