Перемены

Архитектура школы и ее педагогический смысл

15 Февраля 2017

В ближайшие годы в России развернется масштабное строительство школ, призванное преодолеть существующий дефицит. Это тысячи новых учреждений на 6,6 миллионов мест. Будут ли эти школы современными и в какой степени? Поменяются ли их фасады или само устройство, следуя за меняющимся образовательным процессом? Вопрос открытый и подходы к нему разных сторон неоднозначные.

В архитектуру должен быть внесен педагогический смысл и какая-то человеческая идея, чтобы архитектура заработала на развитие личности

Представители тренда т.н. «новой школы», которые в основном строятся на частные деньги и являют собой примеры единичных и уникальных частных инициатив, считают, что сначала должна появиться образовательная идея, а уж потом архитектура.

Если учитель не готов, то новаторское здание начинает мешать ему, а вот в обратном случае архитектура может усиливать роль учителей. В новаторски организованном пространстве педагогика становится более разнообразной и эффект достигается гораздо выше, уверен директор АНОО «Международная школа Казани» Нияз Гафиятуллин.

АНОО «Международная школа Казани»

Эта школа, в которой все устроено по принципу «гибкость, разнообразие и адаптивность», показывает действительно высокие результаты. Традиционная система коридоров и одинаковых классов здесь разрушается в пользу трансформируемого пространства, с разного масштаба помещениями, удобными для разных форматов работы — дискуссионных клубов, занятий в небольших группах или, наоборот, поточных лекций. Здесь и коридоры становятся учебным пространством, классы сообщаются, в общем есть все условия, чтобы вокруг этого строить новую педагогику. При том, что показатели количества площади и мест в школе остаются стандартными.

В чем же основной посыл «новой школы», напрямую влияющий на ее пространственную организацию? Он заключается в том, что педагогика сегодня все более фокусируется не на вкладывании контента в головы учеников, а на обучение определенным навыкам — в частности, collaboration или сотрудничества. Поэтому традиционная организация класса — у доски учитель, перед ним за партами класс — уступает место более сложным вариациям.

Международная школа UWC Dilijan College в Дилижане, Армения

Из новаторских есть еще примеры школ в армянском Дилижане и в Летово в Новой Москве — обе тоже частные и уникальные в плане архитектуры. У Дилижана, автором которой выступил британский архитектор Тим Флинн, например, довольно широкая функциональная и социальная программа. Как объяснил архитектор, ему хотелось бы, чтобы здание этой школы было адаптировано к армянской культуре и оказывало определенное вливание на весь регион, т.е. стало бы новым социальным центром, способным вовлечь в свою программу и местное население.

Задача школы — дать образование, которое выходило бы за рамки школьного класса и стало бы движущим фактором для развития общественных пространств

Параллельно с такими примерами есть огромный массив госзаказа. Проектированием школ тут руководят иные принципы — дешевизна и сжатые сроки — а работы для архитектора остается совсем мало.

«В проектах школ по госзаказу есть жесткая технология, и архитектуре там, честно сказать, места почти не остается. Но мы настаиваем на индивидуальном внешнем виде, чтобы архитектор смог сделать хотя бы свою часть, — комментирует главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Здесь все настолько жестко привязано к расценкам, к стандартам и технологии обучения, по которым делается ТЗ, что сама форма здания фактически заранее определена, и архитектору остается придумывать только фасад, посадку здания, как-то работать с территорией. В основном это небольшой объем задач, просто потому что так сформулировано задание».

Международная школа UWC Dilijan College в Дилижане, Армения

В практике предшествующих десятилетий архитекторы к этому вопросу часто вообще не приглашались, а были просто типовые проекты, которые «привязывались» к конкретному участку.

«Более того, эта идея до сих пор имеет поклонников, — продолжил Сергей Кузнецов. — Московская область, например, гордится тем, что по госзаказу делает только типовые проекты и обязательно применяет их повторно. И больше того, если по каким-то условиям вдруг появляется необходимость сделать индивидуальный проект, они требуют тут же признать его типовым».

А что же думает про гибкость, разнообразие и адаптивность технический заказчик государственных школ? Начальник ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции Департамента образования города Москвы Яна Стретович тоже говорит, что новые школы на старый лад строить нецелесообразно. Меняться пространственную организацию школ заставило и их укрупнение, в результате чего появились комплексы, с разные возрастными ступенями.

Сейчас Дирекция по строительству и реконструкции работает над проектом школы со всеми трансформируемыми стенами: «На сегодняшний день мы стали заниматься трансформированием внутреннего школьного пространства, с возможностью увеличения, уменьшения, групповой работы. Тоже самое мы пытаемся делать с лабораториями. У нас перестали проектировать классы биологии, географии, у нас теперь есть только универсальные учебные помещения. Мы стали использовать интерактивные стены, школьный вайфай...».

Международная школа в Летово. Новая Москва

Ограничителем творчества в данном случае выступает СанПиН. «СанПиН не совсем корректно позволяет нам использовать при проектировании все то, что мы можем. Когда в каменном колодце мы строим школьное здание, о какой инсоляции в принципе мы можем говорить? СанПиН не учитывает то, что у нас в городе почти нет солнца В то же время нынешние технологии позволяют нормально осветить любое рабочее место ребенка и нормально организовать пространство школы, чтобы учитель, например, мог работать и в формате проектных групп, и дискуссионных клубов...», — отметилаЯна Стретович.

Ну и, наконец, решающий фактор: школа это не только здание, а здание плюс люди. Любая инновационная архитектура будет работать в полную силу только вместе с соответствующим коллективом преподавателей.

В материале использованы цитаты участников дискуссии Urban Talks «Школьная архитектура как инструмент развития личности», проведенной АНО «Московский урбанистический форум» 14 февраля 2017 г.


Изображения: UWC Dilijan College, Tim Flynn Architects

 

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.