На этой неделе нас ждут лекции о московском метро и международных архитектурных связях, экскурсии по деревянной архитектуре Москвы и Культурному центру ЗИЛ, а также дискуссия о транспортной навигации.
4 апреля, в понедельник, краевед Денис Ромодин проведет экскурсию по зданию Культурного центра ЗИЛ и прочитает лекцию о знаменитых московских фабриках рубежа веков.
Культурный центр ЗИЛ
Москва, ул. Восточная, 4, корп. 1
18:00 и 19:30
бесплатно и 200 руб.
Вечер понедельника не стоит занимать делами, лучше провести его в Культурном центре ЗИЛ вместе с краеведом и специалистом по московской архитектуре Денисом Ромодиным. В 18:00 здесь начнется экскурсия по зданию центра — одному из самых известных памятников конструктивизма столицы, спроектированному братьями Весниными. Участники экскурсии узнают, в какие годы здание меняло названия, как преобразовывалась его архитектура и что мы видим сегодня от изначального замысла братьев Весниных. А сразу после экскурсии, в 19:30, вечер продолжится лекцией о знаменитых московских фабриках второй половины XIX и начала ХХ века. Это время, когда известные семьи российских предпринимателей начали активно развивать производство страны, которая еще совсем недавно была полностью аграрной. В середине XIX века появляются первые фабрики и заводы, чьи кирпичные корпуса сегодня являются объектом изучения историков архитектуры. Вокруг них возникают поселки и города, где селятся рабочие. Так меняется не только экономика, но и весь жизненный уклад страны. Многие из этих фабрик пережили революцию, а некоторые из них — в сильно преобразованном виде — продолжают работать и сегодня. Лекция будет посвящена известным фабрикам и заводам, названия которых знакомы каждому москвичу, а вот история — далеко не всем.
Вход на экскурсию свободный, по предварительной регистрации. Вход на лекцию по билетам ценой 200 руб.
6 апреля, в среду, в библиотеке Достоевского пройдет совместная дискуссия Высшей школы урбанистики и Института Генплана о существующих транспортных моделях и их роли в Москве.
Библиотека им. Ф.М. Достоевского
Москва, Чистопрудный бульвар, 23
20:30
бесплатно
Транспортное моделирование — один из важнейших вопросов, стоящих перед урбанистами и градостроителями в последние десятилетия, ведь количество автомобилей растет вслед за увеличением числа городских жителей, а транспортная система, какой бы современной она ни была, все равно догоняет этот рост, а не опережает его. Для разговора на одну из самых актуальных градостроительных тем в библиотеке им. Ф.М. Достоевского соберутся городские эксперты и исследователи. Дискуссия начнется с небольшого доклада начальник отдела проектного моделирования НПО Транспорта и дорог Института Генплана Москвы Антона Меньшутина о классической 4-х стадийной модели транспортных потоков, методике получения данных и практике разработки документации Институтом Генплана. Во второй части приглашенные эксперты обсудят теорию и практику работы. Предлагаемые для обсуждения вопросы: Как собираются исходные данные и проверяется их качество? Какие новые методы сбора данных существуют и какова их достоверность? Как правильно оценивать результаты моделирования? По каким критериям следует отбирать и выбирать проектные решения? В дискуссии примут участие: начальник Управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев, главный эксперт Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики (НИУ ВШЭ) Александр Кулаков, заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Правительства Москвы Александр Поляков. Модератор — научный сотрудник Высшей школы урбанистики Егор Котов.
Мероприятие является частью цикла «Инструментарий городского планировщика», организованного Высшей школой урбанистики им. А.А. Высоковского и Институтом Генплана Москвы.
7 апреля, в четверг, в Музее современного искусства «Гараж» завершается цикл лекций Анна Броновицкой «Архитектура ХХ века».
Музей современного искусства «Гараж»
Москва, Крымский Вал, 9, стр. 32
19:30
бесплатно
Развитие архитектуры во всем мире происходит под влиянием двух факторов: с одной стороны, национальной школы и традиций конкретной страны, с другой, международного сообщества и внетерриториальных достижений. На последней лекции цикла «Архитектура ХХ века» историк архитектуры Анна Броновицкая расскажет о профессиональном сообществе архитекторов как международном явлении. Речь пойдет о диалоге между представителями разных стран и влиянии политических изменений на международные связи. Отдельное внимание будет уделено институциям, определяющим развитие профессии в мировом масштабе. В частности, Международному конгрессу современной архитектуры (CIAM), Комитету ООН по жилью, строительству и планированию, а также Международному союзу архитекторов.
Вход свободный.
9 апреля, в субботу, в Музее архитектуры пройдет лекция о спорах вокруг Генплана Москвы и роли метро в реконструкции города.
Музей архитектуры (Лекторий)
Москва, Воздвиженка, 5/25
14:00
200 руб.
Мы хорошо понимаем роль Генплана 1935 года в развитии архитектуры Москвы, но мало знаем о предшествующих ему дискуссиях. Идея преобразовать купеческий город в современный мегаполис родилась не в 1930-е годы, а значительно раньше. Уже с 1918 года, после обретения Москвой статуса столицы, архитекторы и городские власти начали рассуждать о преобразовании города. Не последнюю роль в этой дискуссии играл метрополитен, ведь его появление значительно перекраивало всю транспортную систему и навигацию города. В этой дискуссии принимали участие отнюдь не только советские архитекторы. В работу включились бригады Эрнста Мая, Ганнеса Мейера и Курта Мейера. Каждая из них предлагала свой вариант. Подчас слишком ретроградный, чересчур современный или вовсе курьезный. О том, как шла полемика и почему в столице все-таки появился метрополитен, расскажет сотрудник Музея архитектуры Елена Желудкова.
Лекция организована в рамках выставки «Московское метро — подземный памятник архитектуры».
10 апреля, в воскресенье, проект «Свобода доступа» проводит экскурсию по старинным деревянным постройкам Москвы.
от ст. м. «Проспект мира»
от ст. м. «Проспект мира»
12:00
800 руб.
Несмотря на бурное развитие, которое архитектура Москвы переживала весь ХХ века, в переулках города все еще сохранились деревянные дома. В большинстве своем, это бывшие частные особняки, сегодня ставшие музеями. Но, как ни странно, в Москве можно встретить и деревянные храмы. Экскурсия архитектора и активного участника программ по сохранению и реставрации московской архитектуры Сергея Мержанова пройдет по местам, где расположены историчекие деревянные здания: переулкам Арбата, где находятся дом Пороховщикова и музей Герцена, Огородной слободе, Старой Басманной с сохранившимся домом дяди Александра Сергеевича Пушкина Василия Львовича, улице Гастелло со «сказочным» резным теремом, Краснобогатырской улице, где расположен единственный в Москве деревянный храм XIX века и другим районам города. Участники не только узнают историю этих домов, но и научатся отличать деревянные здания. А это не всегда просто, ведь деревянные постройки нередко штукатурились, чтобы выглядеть как более дорогие каменные.
Экскурсия проводится по предварительной регистрации.
Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.